Александр Григорьевич Лукашенко
БИОГРАФИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Александр Григорьевич Лукашенко - один из наиболее известных политиков современной Беларуси.
Он не принадлежал прежде к партийной или советской номенклатуре и не был на должностях в высшей иерархии власти. Относится к той группе деятелей, популярность которых объясняется, прежде всего, их личными достоинствами и поддержкой народа.
А.Г.Лукашенко отличают глубина понимания событий, трудолюбие, ответственность, реализм, справедливость и принципиальность. Открыто высказывает свои взгляды даже в аудитории, не настроенной на согласие. Будучи депутатом Верховного Совета, он - единственный - проголосовал против ратификации Беловежских соглашений, упразднивших СССР, смело, не боясь заговора и нападок, разоблачал коррупцию среди высших чиновников.
|
|
Решительный противник разделения мира на противостоящие центры силы, сторонник мирного международно-правового регулирования всех спорных проблем, он считает, что разрыв традиционных экономических, культурных и человеческих связей между народами бывшего Советского Союза трагичен по своим последствиям не только для их исторической судьбы, но и для благополучия всего остального мира.
Родился А.Г.Лукашенко 30 августа 1954 года в городском поселке Копысь Оршанского района Витебской области. Белорус. Рос и воспитывался без отца. С юных лет ему пришлось взять на свои плечи значительную часть забот о семье. Поэтому закономерно, что уже в детстве стали проявляться настойчивость, уважение к труду, обостренное понимание значения искренности и правды как главных основ человеческой души. Он принимал заинтересованное участие в общественной жизни коллективов, в которых учился или работал. В настоящее время А.Г. Лукашенко отец троих сыновей, у Александра Григорьевича 5 внуков.
А.Г.Лукашенко окончил два высших учебных заведения: Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова (1975) и Белорусскую сельскохозяйственную академию (1985). Историк, экономист.
Динамизм личности А.Г.Лукашенко, волевой, пытливой, остро воспринимающей недостатки окружающей действительности, отразился в многосторонности его интересов, в быстром накоплении широких знаний и профессионального опыта.
В 1975-1977 гг., а затем в 1980-1982 гг. А.Г.Лукашенко служил в пограничных войсках и в других частях Советской Армии.
После службы в армии: работа в комсомольских и партийных органах, на хозяйственной работе в должностях заместителя и руководителя предприятий промышленности стройматериалов и агропромышленного комплекса БССР.
На каждом участке работы А.Г.Лукашенко проявлял инициативу, добивался положительных результатов, пользовался поддержкой трудового большинства. Самостоятельность и независимость суждений не могли не вызывать осложненных отношений с существующими в то время порядками. Как позднее вспоминал Президент, он имел по партийной линии два строгих выговора -- "за то, что не умел промолчать".
В 1990 г. А.Г.Лукашенко становится народным депутатом, его избирают в Верховный Совет БССР.
Выступая в парламентских дебатах, решительно критиковал крайние точки зрения политиков, обнажая слабые стороны их позиций. Предельно откровенно высказывал свои взгляды по сложнейшим проблемам, был непримирим к демагогии, конъюнктуре, возмущался формальным отношением к судьбам народа.
На посту председателя комиссии Верховного Совета по борьбе с коррупцией (так ее называли в народе) А.Г.Лукашенко проявил себя как активный и бескомпромиссный народный депутат со своей особой позицией по главным направлениям реформирования и демократизации страны. О его неподкупности и решительности узнала вся белорусская общественность.
10 июля 1994 года после сложной борьбы с пятью другими кандидатами, представлявшими весь спектр политических сил страны, А.Г.Лукашенко был избран Президентом Республики Беларусь. Он получил более 80% голосов избирателей и в условиях нараставшего кризиса, резкого падения уровня жизни большинства народа приступил к последовательному выполнению программных обещаний, прежде всего, к формированию национальной государственности.
Предстояло не только выработать концепцию преобразований, но и реформирования органов власти, наладить их работу, определить систему обучения, подготовки и переподготовки кадров, выстроить все иные атрибуты современного демократического государства - парламент, правительство, судебную систему и прокуратуру, Вооруженные силы, внутренние и иностранные дела, а также модернизировать или создать заново важнейшие общественные организации, обеспечивающие связь народа и государства, - женские, ветеранские, профсоюзные, молодежные и т.п. Одновременно шел активнейший законотворческий процесс - тысячи новых норм должны были отрегулировать все основные потребности суверенного государства.
А.Г.Лукашенко принял предельно ослабленную страну с множеством острейших социально-экономических проблем. В обществе преобладали пессимизм и апатия. Рушилась вековая мораль, распадались семьи, тысячи людей опускались в бездны нищеты и утраты своей индивидуальности.
А.Г.Лукашенко объединил усилия граждан страны по проведению экономической реформы, совершенствованию работы государственных органов, реформе образования и здравоохранения, развитию национальной культуры. Все важнейшие решения принимались им с учетом мнения народа.
Референдумы 1995-го и 1996 г. определили конституционное устройство страны, решили языковые проблемы, утвердили государственные символы, недвусмысленно высказались за союз с Россией.
По инициативе А.Г.Лукашенко был создан мощный демократический институт активизации общественного мнения страны, -- в октябре 1996 г. впервые было проведено Всебелорусское народное собрание, определившее направление развития страны до 2000 года. Второе Всебелорусское народное собрание в мае 2001 г. утвердило программу развития страны на следующие пять лет.
Был дан импульс развитию гражданского общества как системы общественных организаций, способных сплоченно выражать и отстаивать национальные интересы и традиции. В стране прошли съезды Белорусского союза женщин, Белорусского патриотического союза молодежи, учителей, судей, представителей других социальных слоев общества. В рамках повышения уровня работы местных органов власти и с целью ускоренного развития регионов был проведен Съезд депутатов Советов депутатов Республики Беларусь.
А.Г.Лукашенко сформулировал новые подходы к идеологической и воспитательной работе, положив в ее основу христианские ценности.
Много времени и сил посвятил Президент укреплению и развитию творческих организаций, работе с молодежью, научным и педагогическим корпусом, положению в области здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, межконфессиональных отношений, связям с Православной церковью, объединяющей 80% верующих в стране, а также с белорусской диаспорой за рубежом.
Разрабатывая стратегию духовного и экономического возрождения, А.Г.Лукашенко определил приоритеты, позволяющие наиболее эффективно расходовать ресурсы и строить годовые бюджеты: экспорт, жилье, продовольствие; их основой определена инновационная и инвестиционная деятельность при выделении науки и здоровья нации как главных инструментов осуществления всех высших целей белорусского государства.
Выступая на втором Всебелорусском народном собрании, А.Г.Лукашенко так охарактеризовал сущность перемен с 1994 года:
"Мы впервые в истории белорусского народа создали независимое суверенное белорусское государство.
Мы создали эффективную действующую систему государственного управления, то что в народе называют -- "вертикаль власти"...
Мы сохранили и укрепили структуры обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны.
Мы уберегли страну от мафиозных кланов, не дали криминалу стать политической силой и прорваться во власть. В стране нет разрухи, коррупции, разбоя, беспорядка и беззакония.
Мы остановили галопирующую инфляцию, сократили дефицит государственного бюджета. И это без всякой помощи извне.
Мы не разбазарили народное достояние, не нахватались иностранных займов, не влезли в долги, отдавать которые пришлось бы детям и внукам.
Мы отстояли и развили социальные гарантии для людей - жильё, пенсии, бесплатные за счет бюджета образование и лечение.
Мы закрепили и развили позитивные тенденции к устойчивому экономическому росту".
Много это или мало - то, что сделано? С точки зрения исторического развития страны, -- очень много, но с точки зрения рядового гражданина, которому трудно откладывать насущные потребности, довольствуясь общими успехами страны, -- этого еще недостаточно, и Президент это хорошо понимает и остро чувствует...
В своей деятельности А.Г.Лукашенко исходит из того, что суверенитет, подлинная независимость страны обеспечиваются не уличными демонстрациями, не демагогией подставных лиц, именующих себя "учеными" и "профессионалами", не унизительными просьбами ангажированных политиков о "посредничестве" Запада, а спокойным и упорным трудом народа при понимании, что невозможно в течение недель наверстать то, что упускалось годами.
Валовой внутренний продукт за прошедшее пятилетие увеличился на 36 процентов, продукция промышленности -- на 65, инвестиции в основной капитал -- на 26 процентов. Это -- лучшие показатели среди стран Содружества Независимых Государств, и они значительно выше тех, которые намечались.
Деятельность А.Г.Лукашенко неотделима от жизни страны, жизни трудовых коллективов и простых людей. Нет ни одного примечательного события в жизни Беларуси последних 5-7 лет, на которое бы не оказали влияния энергия и воля этого человека, работающего во имя своего Отечества и своих сограждан и всегда отыскивающего время, чтобы встретиться с трудовыми коллективами, выслушать их мнения, оказать поддержку.
Проводя многовекторную внешнюю политику, А.Г.Лукашенко развивает дружеские отношения со всеми странами мира, стремится расширить участие республики в международных организациях. Все более важное значение получают отношения со странами СНГ, с Китаем, Индией, арабскими и афро-азиатскими государствами.
А.Г.Лукашенко подчеркивает, что только всесторонняя интеграция всех стран Европы в условиях равноправия способна разрешить проблемы безработицы, бедности, образования и здравоохранения, экологической безопасности. Он выступает активным сторонником международных программ обеспечения прав человека и основных свобод, борьбы с терроризмом, наркомафией и другими негативными явлениями.
Важнейшего стратегического прорыва Беларусь добилась на пути установления интеграционных отношений с Россией. От сообщества Беларуси и России через Союз стороны пришли к поэтапному строительству Союзного государства Беларуси и России, и это знаменует важнейшее геополитическое событие последнего времени.
Рабочий день А.Г.Лукашенко, как правило, составляет 12-14 часов, но Президент великолепно знает, что успех дела решает не его личная работоспособность, а целенаправленный, организованный труд и инициатива каждого гражданина. В этом направлении и предпринимаются все усилия Президента.
А.Г.Лукашенко пользуется огромным авторитетом и в нашей стране, и за рубежом. Многих покоряют его честность и искренность, воля и настойчивость, энергия и постоянная готовность учиться у всех, с кем сводит судьба.
Оппозиционеры, испытывающие нехватку "компромата", в стремлении унизить А.Г.Лукашенко пренебрежительно называют его "сельхозник". Но Президент гордится тем, что немало сил отдал аграрному производству и людям села. "Все мы из села, - часто подчеркивает он. - Кто не ощущает душою матери-земли, кто лишь "асфальтный шаркун", тот никогда не разберется в проблемах жизни".
Большинство сторонников и даже противников А.Г.Лукашенко соглашаются с тем, что сила белорусского Президента - в единении с народом. Он выражает образ типичного белоруса, его характер, волю, традиции и неприятие всякой схемы и догмы.
А.Г.Лукашенко дорожит поддержкой людей и гордится тем, что в народе его называют "батька" - так всегда называли у нас людей авторитетных, мужественно защищавших интересы семьи и общины...
Ответственность за всех - сущность его характера. Случается, правда, что пытаются эксплуатировать его доверие к людям. На этой стезе Президент получил уже не одну глубокую рану.
А.Г.Лукашенко стремится лично разобраться в каждой проблеме, и этот тяжелейший, изнурительный стиль управления, конечно, оправдан в обществе, уставшем от бесконечных посул и экспериментов.
Подавая пример согражданам, А.Г.Лукашенко ведет здоровый образ жизни, осуждает бездельников, предателей, пьяниц, тех, кто не держит своего слова. Старается выкроить время для спорта (теннис, коньки, лыжи, хоккей, футбол), чтения социологической литературы и художественной классики.
Недоброжелатели А.Г.Лукашенко пытаются представить его консерватором, противником нововведений, тогда как он не воспринимает доктринерских решений, не подтверждающихся жизнью.
Это единственный политик в Европе, который воспринимает истину прежде всего как категорию совести и постоянно требует от политиков соблюдения нравственных категорий в принимаемых ими решениях.
А.Г.Лукашенко является Главнокомандующим Вооруженными силами, возглавляет Совет безопасности Республики Беларусь. Председатель Высшего государственного совета Союзного государства Беларуси и России.
Приход к власти А.Г.Лукашенко не ожидался самонадеянной бюрократической верхушкой, установившей своеобразное "сосуществование" с прозападным националистическим крылом. Он сразу же столкнулся с глухой стеной отторжения, осложнившей государственную работу.
В одном из своих выступлений А.Г.Лукашенко рассказал, как вскоре после выборов его пригласили к себе "сотоварищи по борьбе" и, намекнув, что "сделали его Президентом", предложили распределить между собой богатства народа. Лукашенко возмущённо заявил, что своим избранием обязан только народу и никогда не пойдет на противоправные действия. "Эти люди были вскоре смещены, -- добавил он. -- Но никто не знает, в какие нервы это мне обошлось... Они и их компаньоны не оставили своих притязаний"...
А.Г.Лукашенко, несомненно, более радикальный реформатор, нежели другие, пользующиеся репутацией реформаторов. Какую бы сферу национальной жизни ни взять (культура, промышленность, армия, правоохранительные органы, спорт, пенсионное обеспечение и т.п.), везде за прошедшие годы прошли очень значительные позитивные подвижки и перемены.
Конечно, требования суверенитета предполагают значительные расходы и без того лимитированных средств, проблем в стране остается еще очень много, и А.Г.Лукашенко не трубит об успехах. Но важно, что на сегодняшний день в обществе уже существует полная ясность относительно дальнейшего развития общества: она закреплена в так называемой "белорусской модели", четко определившей линию на рост благосостояния народа, социальной обеспеченности всех категорий граждан.
Глава государства имеет реалистические проработки по занятости населения, положению молодежи, частного бизнеса, который, по мнению Президента, должен иметь национальный характер и не вмешиваться в политику в интересах международной олигархии.
Многие у нас и за рубежом никак не хотят учесть то важное обстоятельство, что Беларусь прочно усвоила роль динамично развивающейся в материальном и культурном плане страны. Еще в 1990 г. национальный доход Беларуси был в полтора раза выше доли ее населения в СССР, и на душу населения он был почти на 20% выше, чем в среднем по СССР. Это были показатели, вполне сопоставимые с показателями многих государств Европы. Теперь этого нет, но А.Г.Лукашенко претендует на то, чтобы вернуть утраченные позиции.
Беларусь не только играла важнейшую роль в оборонной промышленности СССР, но и размещала на своей территории главную боевую мощь Советской армии. Избрав новый курс развития, уничтожив огромное количество самых новейших вооружений, отказавшись (первой в мире!) от статуса ядерной державы, Беларусь не может довольствоваться уделом второразрядного партнера.
А.Г.Лукашенко считает, что страну и ее народ можно на какое-то время принудить принять нищенский уровень жизни и роль политического статиста, но на этой основе нельзя создать базу для доверия и новых отношений как с Западом, так и с Востоком. Это не амбиции, это самоощущение нового достоинства нации, прошедшей через горнило тяжелейшей войны, в которой она своею кровью оплатила фундаментальные ценности ООН.
Волнуют А.Г.Лукашенко и чернобыльские проблемы (тут нет непосредственной вины белорусов). Именно эти горькие проблемы предопределяют многие его политические и экономические решения.
А.Г.Лукашенко убежден в том, что жизнь в постсоветских странах в ближайшие годы найдет свое естественное русло, оно не будет нейтральным по отношению к попыткам нового раскола мира и новой конфронтации. И потому решительно выступает против любого нового издания "холодной войны", требуя неукоснительного соблюдения всеми странами основополагающих принципов международного права.
За годы президентства А.Г.Лукашенко белорусский народ осуществил широкомасштабную реконструкцию и произвел щедрый посев, теперь можно ожидать отдачи и от государственной системы, и от экономики, и от социальных отраслей. Для этого нужно сохранить в стране нравственно-политическое единство и социальную солидарность и не позволить никому отвлечь общество от созидательного труда.
За это и выступает Президент, веря, что наш мудрый народ не собьют с толку никакие демагоги, кто бы ни манипулировал ими.
Вот почему он спокойно взирает на истерические выступления в СМИ нынешних "интеллектуалов", хорошо зная, что они лишь копируют "интеллектуалов" перестроечной поры: много шума, много лжи, много расчета на слабонервных и невежественных. Все эти неожиданные "друзья народа" жаждут "порулить" в свой карман, и слезы обманутых и ограбленных, униженных и лишенных перспектив их никогда не тронут.
В сентябре 2001 года Александр Григорьевич Лукашенко подавляющим большинством голосов (75,65%) избран повторно Президентом Республики Беларусь.
В последующие пять лет страна окончательно преодолела последствия экономического кризиса начала и середины 90-ых и вышла на динамичный путь развития. Белорусская экономическая модель состоялась. Достигнутые за эти годы успехи общепризнаны, в том числе и такими международными организациями как ООН, Всемирный банк, Международный валютный фонд. Страна превзошла уровень производства докризисного 1990 года, за 10 лет удвоила ВВП, стала активным участником мировых хозяйственых связей.
В Беларуси удалось обеспечить опережающий инфляцию рост доходов населения, а в общественной жизни - мир и стабильность.
Люди оценили работу Главы государства и в 2004 году на референдуме народ высказался за то, чтобы предоставить Александру Лукашенко право участвовать в президентских выборах 2006 года.
Несмотря на беспрецедентное внешнее давление и попытки откровенного вмешательства со стороны ряда стран во внутренние дела Беларуси, в марте 2006 года Александр Григорьевич Лукашенко, набрав 83 % голосов избирателей, одержал убедительную победу и был переизбран на пост Главы белорусского государства.
19 декабря 2010 г. в Республике Беларусь состоялись выборы Президента.
На основании части четвертой статьи 79 Избирательного кодекса Президентом Республики Беларусь избран ЛУКАШЕНКО Александр Григорьевич, за кандидатуру которого подано 5 130 557 голосов избирателей, что составило 79,65 процента, то есть более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
В Большом зале Дворца Республики 21 января 2011 г. состоялась торжественная церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.(По информации пресс-службы Президента Республики Беларусь и официальных государственных ресурсов Республики Беларусь)
|