Хива
Хива - город-музей, подобно Помпеям или Геркулануму, но в отличие от них - это живой город. Как многие города Востока, Хива родилась "на воде" - в низовьях Амударьи и выросла на орошаемых землях Хорезмского оазиса.
Письменные источники подтверждают почтенный возраст Хивы. Исторические сведения о Хорезме дает "Авеста". О Хорезме и хорезмийцах упоминает "отец истории" Геродот. Про древнее земледелие в Хорезме повествует Беруни. Археологические исследования также указывают, что городу не мене 2500 лет. Все это дало ЮНЕСКО основание объявить Хиву городом-заповедником, а внутреннюю часть города Ичан-калу признать историческим памятником мирового значения.
Хива - один из немногих городов мира, где практически сохранилась историческая застройка, по сути, целый город под открытым небом. Описание его в разные времена оставили многие путешественники. Средневековый географ Ал-Макдиси писал: "Хива на краю пустыни, это обширный город, он на канале, выведенном из реки, в нем благоустроенная соборная мечеть". Соборная мечеть здесь выделена не случайно. Все лучшее - богу, считали наши предки, и по величине и красоте главной мечети они судили о процветании всего города.
|
|
Более полное описание дает путешественник Д.Мак-Гахан в своей книге "Военные действия на Оксусе и падение Хивы", изданной в 1875 году. "Наружный вид Хивы с некоторых пунктов очень оригинален. Высокие зубчатые стены с башнями; крытые ворота с тяжелыми башнями по бокам; возвышающиеся из-за городских стен купола мечетей и минареты; если видеть все это на фоне небосклона при освещении заходящего солнца, то картина представляется очень живописная…". Не менее живописный вид имела Хива и сто лет спустя. Более того, она украсилась новыми зданиями, потому что архитектурный облик города складывался вплоть до начала двадцатого века.
Если сейчас посмотреть на Хиву как бы с птичьего полёта, то можно увидеть купола мечетей и минареты, среди которых выделяется минарет Ислам-Ходжа. Его стройная башня, украшенная декоративными поясами из сине-белой керамики, вознеслась в высоту на 45 метров и господствует над городом. Минарет отчетливо виден со всех концов Хивы, так что в ней трудно заблудиться.
Соперником ему мог бы стать минарет Калта-минор, который замышлялся как самый высокий во всей Центральной Азии, но Мухаммед Амин-хан, начавший строительство, погиб в бою, и работы были прекращены на высоте 26 метров. Впрочем, каждый историко-архитектурный памятник имеет свою легенду. Рассказывают, что бухарский эмир, прослышав о будущем громадном минарете, тайно договорился с зодчим о сооружении такого же гиганта в Бухаре. Когда хивинский хан узнал об этом, он велел сбросить мастера с башни, и минарет остался не достроенным.
Но прежде чем продолжить рассказ о Хиве, надо вспомнить, что внутренний город Ичан-кала, с десятками крупных зданий, особенно мечетей и медресе, обступивших тесным строем дворец Таш-хаули и крепость Куня-арк, был заново застроен за неполных два века.
Монументальная архитектура Хивы конца XVIII - середины XIX веков составила возникший заново город, который и сейчас поражает нас той энергией, с какой он вырос на протяжении всего лишь двух-трех поколений мастеров. Но то, что было бы в других условиях губительным - случайная застройка на мелких участках земли, при большой тесноте и скученности, стало источником необычайной живописности и разнообразия архитектурных форм. Именно Ичан-кала, эта самая скученная часть Хивы, сделалась волею судеб архитектурным музеем, на чьих памятниках раскрываются нам лучшие творения народных мастеров.
По традиции, духовным центром города считалась соборная, или пятничная мечеть. Джума-мечеть в Ичан-кале также была перестроена в конце XVIII века, однако сохранила черты классических строений Востока. Это оригинальное одноэтажное здание, без порталов, арок и куполов, представляет собой огромный зал с плоской кровлей, опирающейся на 213 деревянных резных колонн. Именно они, различные по размерам, форме и отделке и представляют высокую художественную ценность мечети. Ученые считают, что все эти особенности сближают ее со старинными мечетями Аравии.
Из медресе самое крупное - Мухаммад Амин-хана. Особенность его составляют сдвоенные худжры. В декоративном оформлении фасадов введены пояса цветных кирпичных наборов и майоликовые облицовки с растительным орнаментом. Двери и панджара украшены превосходной резьбой.
Средневековый город трудно представить без наружных стен и башен, без цитадели внутри поселения. Не исключение и Хива. Ичан-кала издавна была обнесена массивными крепостными стенами. А в середине XIX века вокруг Хивы была сооружена новая стена с десятью воротами. С тех пор большое кольцо города стало называться Дишан-кала, или "внешняя крепость".
А внутри Ичан-калы остался Куня-арк - "старая цитадель". Возведенная в конце XVIII века, она включала в себя арсенал, пороховой завод, дворец, канцелярию, судилище, монетный двор, мечеть и плац для военных учений. В Куня-арке находился и гарем - двухэтажное здание с внутренним двориком и водоемом, со множеством палат и жилых комнат. Наиболее значительное сооружение здесь - дворец Курныш-хана, который служил для официальных приемов. Помимо тронного зала, во дворце располагались помещения для хранения казны и хранилище рукописей.
Крупный ансамбль культовых и гражданских зданий Ичан-калы сложился в XIX веке у ворот Палван-дарвоза. И ведущее место в нем занимает главный дворец хивинских ханов Таш-хаули, построенный в сороковые годы XIX века. Фасад дворца и поверхность стен строений, окружающих внутренний двор, покрыты орнаментальным ковром майолики с преобладанием голубых и ультрамариновых тонов. Древние мастера владели секретом изготовления цветных керамических глазурей "ишкор", краски которых не меркнут на протяжении столетий. В ансамбле соединены в единую композицию самые разные помещения - приемные залы, жилые апартаменты, гарем, хозяйственные постройки. В декоративном убранстве дворца особенно впечатляет неповторимая орнаментальная резьба на деревянных колоннах, поддерживающих перекрытия высоких айванов, выходящих во внутренний двор.
Люди средневековья, всячески сохраняя и оберегая мавзолеи и храмы, гораздо беспечнее относились к судьбе гражданских строений. В Хиве сохранилось около двух десятков медресе, а уцелевших дворцов - единицы. И тем больший интерес они представляют.
Особое место в духовной жизни Хивы занимали святые места - мазары и мавзолеи. Одно из самых почитаемых - мемориальный комплекс Пахлаван-Махмуда, скорняка по профессии, богатыря по сложению, философа по духу и поэта по призванию. После смерти его канонизировали как пира - святого покровителя Хивы. Постепенно вокруг захоронения Пахлаван-Махмуда сложилось кладбище представителей ханского рода, а затем возник ансамбль прилежащих к мавзолею построек, включающих зимнюю и летнюю мечети, комнату поминовений и помещение для чтения Корана.
Поблизости от цитадели Куня-арк находится один из самых древних памятников Хивы - мавзолей сейида Аллауддина, сооруженный в XIV веке. По свидетельству историков, первоначально это была скромная усыпальница с небольшим порталом. Но позже к ней пристроили просторное купольное помещение для поминовений. Внутри мавзолея сохранилось монументальное надгробие, отделанное исключительными по красоте рельефными изразцами.
В Дишан-кале, или Внешней крепости, сохранилось несколько архитектурных памятников. Наиболее заметный среди них - дворец Нуруллабай, чье строительство было завершено в 1912 году. В его создании приняли участие не только ведущие мастера Хивы, но и приглашенные русские и немецкие специалисты, которые внесли в отделку интерьеров элементы европейского модерна. В декоре дворца примечательны выкладки из глазурованного кирпича, резьба по дереву и камню, а в интерьерах - орнаментальная роспись.
Хотя Хива богата прежде всего своими духовными, религиозными сооружениями, не бедна она и гражданскими постройками, всем тем, что требовалось для жизни большого торгового города. Так, в ансамбль Палван-дарвоза, кроме медресе Аллакулихана, входили многокупольная галерея, где располагались торговые ряды, бани и обширный караван-сарай. По-своему интересны, как творения массовой народной архитектуры, жилые дома Хивы. Строились они из глины, часто с деревянным каркасом, и этот материал, удобный и пластичный, хотя и не прочный, веками исправно служил строителям. Ну, а осело строение, так можно всегда обновить или построить заново, благо глины вокруг - непочатый край.
Хива всегда была городом торговцем и ремесленников. И сегодня на узких улочках Хивы за резными калитками в уютных мастерских народные умельцы-усто на ваших глазах чеканят изящный узор на медных боках кумгана или вырезают орнаменты на стройных колоннах из дерева.
В средние века Хива была еще и городом учёных. Здесь действовали крупные центры науки - астрономии, математики, медицины, жили и творили великие ученые Абу аль Хорезми, Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сино (Авиценна). При дворе шаха Аббул Аббас ибн Мамуна собирались крупнейшие ученые средневековья, образовавшие "Академию Мамуна". Выдающимися поэтами Востока были Шермухаммад Мунис и Агахи. Недаром город заслужил название "Жемчужины Хорезмского оазиса".
В период своего расцвета Хорезм был крупнейшим центром международной торговли, ключевым пунктом на Великом шелковом пути. Сюда приезжали купцы из Поволжья, Индии, Ирана, отсюда шли торговые караваны на Ближний Восток, в Восточный Туркестан и Китай. Из Хивы вели пути в Монголию, а через половецкие степи - в Саксин, торговый город в устье Волги, и далее в русские княжества и Европу. Археологи открывают новые маршруты древних караванных путей и, в частности, из Хорезма к Мангышлаку и оттуда морем в Нижнее Поволжье, доказывающие, что хивинские купцы держали в своих руках значительную часть торговли государств Центральной Азии с Восточной Европой. (По информации Посольства Узбекистана в Российской Федерации)
|