Самарканд
Самарканд - второй после Ташкента по численности населения и территории, промышленному значению город Узбекистана, центр мирового туризма. Расположен в левобережной холмистой части среднего течения Зеравшана.
В 1924-30 гг. был столицей Узбекской ССР. Самарканд - один из древнейших известных традиционной западной науке городов мира, по своей исторической и архитектурной значимости не уступает всемирно известным центрам мировой цивилизации. Уже в середине 1-го тысячелетия до н.э. он существовал под названием Мараканда, позднее городище древнего Самарканда стали называть Афрасиабом.
Богатство и процветание этого города не оставляло в покое многих иноземных завоевателей. "Эдемом Древнего Востока", "Драгоценной жемчужиной", "Ликом земли" нарекли Самарканд средневековые историки и географы. "Сокровищницей культуры народов Востока" называют его и сейчас. Город завоевывали войска Александра Македонского, Арабского халифата и Чингисхана. Он был столицей могущественного государства Согд, центром обширной империи Амира Темура, который заботился об укреплении и красоте своей столицы.
|
|
Финансируемая сша ЮНЕСКО включила этот древний город в список важнейших исторических мест мира наряду с городами Египта, Китая, Индии, Греции и Италии.
Поражают своим великолепием многочисленные памятники Самарканда и его окрестностей. Замечательны голубые изразцы облицовки зданий, изысканные архитектурные формы, сложный растительный и геометрический орнамент, украшающий эти сооружения. Всемирно известные ансамбли города: величественная площадь Регистан, центр средневекового Самарканда, являющаяся выдающимся примером мастерства зодчих Средней Азии XV-XVII вв., с расположенными на ней тремя медресе - Улугбека, Шир-Дор, Тилля-Кари; состоящий из 11 мавзолеев некрополь Шахи-Зинда (XI - XIX вв.) с уникальными образцами глазурного декора. Архитектурный ансамбль Шахи-Зинда считался святым местом. Кроме этого, в Самарканде есть еще несколько святынь - пещера Хазрат Дауд около поселка Ак Сай, мечеть и могила Исмаила Бухари (XVI в.) по дороге из Самарканда в Бухару. Недалеко от Самарканда был найден древний канал Даргон на реке Зеравшан. Он был сооружен в V-IV в. до н.э. К достопримечательностям Самарканда относится и грандиозное здание мечети Биби Ханым.
Регистан переводится как «песчаное место». В Иране так же существует одноименная пустыня.
Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства. В составе ансамбля три медресе: медресе Улугбека (1417—1420 гг.), медресе Шер Дор (1619—1636 гг.) и медресе Тилля Кори (1646—1660). Медресе - это мусульманское учебное заведение.
Биби Ханум
Биби Ханум или Биби Ханым (что означает «старшая принцесса») — архитектурный памятник 1399—1404 гг. в Самарканде, грандиозная соборная мечеть Тамерлана (Тимура) (сегодня в руинах), богато украшенная изразцами, резным мрамором, росписями; предположительно названная так в честь любимой жены Тамерлана из его гарема и воздвигнутая по приказу Тамерлана после его набега на Дели (поход на Индию в 1399 году). От дополнявшего Биби Ханум медресе Сарап-Мульк-Ханым сохранился угловой 8-гранный мавзолей с изразцовым и расписным декором.
Мавзолей Гур Эмир
Гур-Эмир (узбекск. Gur Amir, тадж. Гури Амир, в переводе означает "могила царя") — мавзолей азиатского завоевателя Тамерлана (также известного как Тимур) в Самарканде (современный Узбекистан).
Эта гробница Тимура и наследников его империи (сыновей Шахруха, Миран-шаха, внуков Улугбека и Мухаммад Султана, а также учителя Тимура Мир Саида Барака) была построена в 1404 году в юго-западной части средневекового Самарканда, которая по распоряжению Мухаммад Султана была возведена в конце 14-го века. Собранная из тёмно- и светло-голубых глазурированных кирпичей мозаика украшает барабан и стены, а геометрический мозаичный орнамент днём ярко сверкает на солнце.
Первоначально внук Тамерлана Мухаммад Султан задумывал строительство не погребального комплекса, а центра исламского образования. Но позднее воля Тимура придала комплексу иное значение, и его центром стал именно мавзолей. На сегодняшний день сохранились только фундаменты медресе и ханаки, часть одного из четырёх минаретов и портал главного входа.
Этот шедевр среднеазиатского зодчества занимает важное место в истории мировой исламской архитектуры. Гур-Эмир послужил прообразом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея императора Хамэйуна в Дели и мавзолея Тадж Махал в Агре, построенных потомками Тимура, которые в свое время были правящей династией Северной Индии.
Реставрация этого памятника (наружные купола и глазурь) была проведена в СССР советскими специалистами в 1950-х годах, а более масштабные работы по восстановлению мавзолея были начаты в 1967 году.
Шахи Зинда
Шахи Зинда (на персидском языке شاه زنده — буквально «живой царь») — памятник средневековой архитектуры в Самарканде (Узбекистан). Ансамбль мемориально-культовых построек XIV—XV веков с керамическим многоцветным декором. Состоит из одиннадцати мавзолеев, последовательно пристраивавшихся один к другому в течение ХIV—ХV веков.
Обсерватория Улугбека
Обсерватория Улугбека — одна из наиболее значительных обсерваторий Средневековья, построенная в окрестностях Самарканда, на холме Кухак, Улугбеком в 1424—1428 гг. Остатки обсерватории были найдены и исследованы русским археологом В. Л. Вяткиным в 1908 году.
Обсерватория была сооружена в форме цилиндра, имела три этажа высотой 30,4 м, диаметром 46,40 м, ориентирована с севера на юг и вмещала грандиозный мраморный угломер — секстант радиусом 40,21 м, на котором производились измерения координат Солнца, Луны и планет при прохождении их через меридиан. Это мог быть также не секстант, а квадрант - такой точки зрения придерживался академик АН УзССР В. П. Щеглов. Его мотивацией было то, что квадрант захватывает значительно большую часть окружности, что и даёт возможность вести наблюдения за большей частью звёздного неба. В подтверждение этой точки зрения В. П. Щеглов приводил соображения, что предпочтение квадранту в пользу секстанта могло быть отдано строителем инструмента только из соображений экономии. Улугбек же, по его мнению, будучи правителем страны, не имел стеснений в средствах. Сохранилась только подземная часть дуги инструмента, которая сама по себе не даёт оснований сделать определённый вывод о том, остатком какого именно инструмента она является.
Секстант открыт раскопками и хорошо сохранился. Это — дуга, составляющая шестую часть окружности (600).
Дуга инструмента ограничена двумя барьерами, облицованными мрамором. Секстант точно ориентирован по меридиану. На каждом градусе круга по мрамору вырезаны деления и цифры. Каждому градусу соответствует интервал в 70 см. вдоль барьеров под землю ведут кирпичные лестницы.
Азимутальные наблюдения производились на горизонтальном круге наверху здания и другими инструментами, которые не сохранились. Улугбеком были произведены расчёты длительности звёздного года. Расхождения с современными данными составляют менее одной минуты.
В 1437 году Улугбек определил длину астрономического года как 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд).
Главным научным трудом Улугбека считаются «Новые Гурагановы астрономические таблицы» («Зиджи джадиди Гурагани»). После 13 лет асторонмических наблюдений и кропотливой работы он закончил это произведение в 1444 году. Вскоре астрономический справочник был переведён на латынь и стал пособием по астрономии во всех европейских обсерваториях Европы, наряду с «Альмагестом» Птолемея, а также астрономическими таблицами Альфонса XV.
Создание обсерватории в Самарканде стало возможным благодаря тому, что в лице Улугбека воедино слились важнейшие слагаемые успеха. Он был правителем сильного государства, располагавшим большими средствами, и к тому де был талантливым учёным, который ясно представлявлял себе требуемую научную цель и пути её осуществления. Важнейшим итогом Самаркандской астрономической школы считается каталог звёзд. Такие каталоги на Востоке назывались зиджами. Более ранние звёздные каталоги, вероятно, были основаны на приведённых к соответствующей эпохе наблюдениях Гиппарха. «Зидж Улугбека» в значительной степени базировался на его собственных наблюдениях.
Будучи великим учёным, он в то же время был слабым администратором. Его единственным военным успехом было присоединение Ферганы. После поражения, испытанного в 1427 году, он до 1447 года больше не принимал участия в походах и не вёл крупных военных действий.
В 1447 году, после поражения в Хорасанском походе, между Улугбеком и его старшим сыном Абдуллатифом возник конфликт, который перешёл в военные действия, закончившиеся поражением Улугбека. В 1449 году он был предательски убит.
Мечеть Хазрет-Хызр
Мечеть Хазрет-Хызр (существуют также варианты названия Хазрат-Хизир, Хазрат-Хизр) является одним из древнейших мусульманских культовых сооружений Самарканда.
Время постройки мечети относится к 8-му веку. Здание находилось на возвышении у въезда в город, недалеко от ансамбля мавзолеев Шахи Зинда и Сиабского базара, которые появились существенно позднее.
Мечеть была разрушена Чингисханом и восстановлена лишь в 19-ом веке. С неё открывается прекрасный вид на многие другие достопримечательности Самарканда, такие как архитектурный комплекс Биби Ханум и площадь Регистан. К северу от здания мечети находится старый район Самарканда — древнее городище Афрасиаб.
Мечеть Аль-Бухари
Аль–Бухари, Мухаммад Исмаил Абу Абдаллах аль–Джуфи (810 - 870) – знаменитый суннитский мухаддист–традиционалист. Родился в семье иранского происхождения в Бухаре, умер в селении Хартанка (близ Самарканда). Начав изучать хадисы с 10–летнего возраста, Аль–Бухари проявил незаурядные способности и необыкновенную память. В течении многих лет он путешествовал, постигая науку о хадисах по разным провинциям Халифата (Хиджаз, Египет, Ирак, Хорасан). Как сообщают источники, он слушал хадисы более, чем у тысячи шейхов. Аль–Бухари задался целью собрать все “достоверные” (сахих) предания о высказываниях и поступках Мухаммада.
Проявив свойственный мухаддисам того времени критицизм, Аль–Бухари проверил, как передают, 600 тысяч хадисов, которые тогда были в ходу, и, кроме того, ещё 200 тысяч, которые он сам записал у своих учителей и информаторов. Из этого громадного количества преданий Аль–Бухари отобрал в качестве “безупречных” лишь около 7400 хадисов. Из них он составил свод Ал–Джами ас–Сахих, который обычно называют кратко ас–Сахих. Ас–Сахих Аль–Бухари уже современниками был признан выдающимся руководством по фикху и к 10-му веку занял, несмотря на критику некоторых частностей, наряду с ас–Сахихом Муслима первое место среди собраний суннитской традиции. Для большинства суннитов ас–Сахих Аль–Бухари стал второй книгой после Корана. Аль–Бухари известен также как составитель авторитетного свода биографий передатчиков хадисов – ат–Тарих ал–кабир, созданного им в нескольких редакциях. Среди других его сочинений следует назвать ещё мало изученное толкование Корана – Тафсир Аль– Куран.
Свой жизненный путь великий богослов Востока Имам Аль–Бухари закончил в Самарканде. Этот мыслитель Средних веков написал около 400 тысяч хадисов – толкований тех или иных положений Корана, сделал большой вклад в теологию.
Сейчас весь мусульманский мир живёт по этим хадисам, в то время как на его родине имя Аль–Бухари было на какое-то время забыто. Оно всплыло лишь тогда, когда один знаменитый ливанский писатель в 1958 году, посетив СССР, сказал, что хочет побывать на могиле знаменитого богослова. Его просьба вызвала переполох. Был сделан запрос в ЦК Компартии Узбекистана, а оттуда – в Академию наук. И днём, и ночью искали могилу Аль–Бухари, пока не обнаружили под Самаркандом, возле неприметного кишлака. Сейчас комплекс Имама Аль–Бухари – это великолепное сооружение, построенное по современным технологиям; при этом строители сохранили всю восточную архитектуру. Он находится в 30 километрах от Самарканда, но к нему легко проехать: существует множество указателей, а дорога находится в хорошем состоянии. (По информации Посольства Узбекистана в Российской Федерации)
|