Аргентина
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (обновлено 06.04.2009)
Официальное название – Аргентинская Республика (República Argentina).
Территория – 2,8 млн. км2. Население – 39 млн. чел.
Столица – Буэнос-Айрес (4 млн. чел). Государственный язык – испанский.
Преобладающая религия – католицизм (93% населения).
Национальные праздники – День создания первого национального правительства и годовщина Майской революции – 25 мая (1810 г.), День независимости – 9 июля (1816 г.).
Денежная единица – аргентинский песо (1 долл. – 3,63 арг. песо).
|
|
Государственный строй. Согласно Конституции 1853 г. (реформирована в 1994 г.), Аргентина – «федеративная и представительная республика». В её состав входят 23 провинции и автономный столичный округ.
Глава государства и правительства – президент, избираемый на четыре года. С декабря 2007 г. – Кристина Фернандес де Киршнер (Фронт для победы – Хустисиалистская партия).
Высший законодательный орган – Национальный конгресс, состоящий из Сената (72 мандата), председателем которого по Конституции является вице-президент страны (в настоящее время – Хулио Кобос), и Палаты депутатов (257 членов), председатель – Эдуардо Альфредо Фелльнер.
Министр иностранных дел, международной торговли и культа – Хорхе Энрике Тайана.
Основные политические партии: Хустисиалистская партия (председателем которой является супруг нынешнего президента, бывший президент Аргентины Н.Киршнер), Гражданский радикальный союз (ГРС), Альтернатива за республику равных (АРР), Республиканский проект (ПРО).
Историческое развитие. В XVI в. территория современной Аргентины была завоёвана испанцами и вошла в состав вице-королевства Перу. Впоследствии она стала частью вице-королевства Ла-Плата. 25 мая 1810 г. в Буэнос-Айресе было создано первое национальное правительство Аргентины. Это событие, получившее название «майской революции», стало прологом войны за независимость. 9 июля 1816 г. провозглашена независимость «Соединённых провинций Ла-Платы», преобразованных в 1826 г. в Федеративную Республику Аргентина.
С 1835 по 1852 гг. в стране установилась диктатура Х.М.Росаса, который отменил конституцию 1826 г. и ликвидировал федеративное устройство государства. При нём Аргентина практически превратилась в унитарное «скотоводческое государство» крупных землевладельцев-латифундистов, экономическим центром которого стала Пампа – обширные степные районы страны.
Недовольство жёсткой внутренней политикой и постоянным нарушением гражданских прав привели к вооружённой борьбе народа с армией Х.М.Росаса, которая была окончательно разбита в 1852 г. Свержение диктатуры и принятие либеральной конституции в 1853 г. послужили толчком для экономического развития страны. На рубеже XIX-XX веков Аргентина входит в десятку экономически наиболее развитых стран.
В начале ХХ века у власти находилась Гражданская радикальная партия, которая осуществляла реформы под лозунгами «классовой гармонии» и «национальной солидарности». Национализировались нефтяные месторождения и проводился курс на усиление роли государства в экономике.
В 1946 г. к власти пришло правительство Х.Д.Перона – основателя Хустисиалистской партии. Он провёл политическую реформу, национализацию железных дорог и кредитно-банковской системы, ввёл монополию внешней торговли, создал одну из самых передовых на то время систему соцобеспечения.
Экономический упадок середины 50-х гг. привёл к ослаблению власти Х.Д.Перона, которую в результате государственного переворота захватили военные, ликвидировавшие институты представительной демократии: они запретили деятельность политических партий и развернули террор против оппозиции.
Однако к началу 70-х гг. непопулярная экономическая политика военных привела к нарастанию недовольства населения, активизации протестного движения. Военным пришлось легализовать политические партии и провести демократические выборы, на которых (в 1973 г.) победили перонисты. В 1974 г. президентом Аргентины вновь стал генерал Х.Д.Перон. После его смерти в 1975 г. пост главы государства перешёл к вице-президенту, которым в то время была его супруга Мария Эстела де Перон, однако в 1976 г. в Аргентине вновь воцарилась военная диктатура.
В начале 80-х гг. в стране разразился экономический и социальный кризис. Чтобы отвлечь внимание населения от внутренних проблем, военная хунта в апреле 1982 г. предприняла попытку восстановить аргентинский суверенитет над Мальвинскими (Фолклендскими) островами. Однако аргентинские войска потерпели поражение от Великобритании, что послужило толчком к отстранению военных от власти, возвращению к демократической форме правления и восстановлению конституционного порядка.
Пришедший к власти в 1989 г. К.Менем стал проводить неолиберальный курс экономического развития. При нём состоялась массовая приватизация, затронувшая практически все сектора экономики, установлена жёсткая привязка курса национальной валюты к доллару. Во внешней политике К.Менем ориентировался на тесное сотрудничество с ведущими западными державами и, в первую очередь, с США. На рубеже 2001-2002 гг. в стране разразился глубокий экономический, а затем и политический кризис, сопровождавшийся чередой отставок высших должностных лиц. 25 мая 2003 г. по итогам выборов новым президентом Аргентины стал Нестор Киршнер, который стал проводить курс, направленный на стабилизацию экономической ситуации. В октябре 2007 г. в стране состоялись очередные президентские выборы, победу на которых одержала его супруга Кристина Фернандес де Киршнер, вступившая в должность 10 декабря 2007 г.
Социально-экономическое положение. Формирование нынешней социально-экономической модели Аргентины происходило в условиях преодоления последствий глубокого экономического кризиса 2001-2002 гг.
Проводимый правительством К.Менема в 1990-е гг. неолиберальный экономический курс, основанный на рецептах МВФ, предусматривал масштабную приватизацию, выстраивание т.н. открытой экономики. В 1991 г. был введен паритет аргентинского песо по отношению к доллару. В результате заметно возрос приток прямых инвестиций, наметился устойчивый рост ВВП, который в 1998 г. достиг рекордной отметки в 300 млрд. долл., ВВП на душу населения был самым высоким в Латинской Америке (8300 долл.).
Однако чрезмерная концентрация капитала на фондовых и финансовых рынках, увеличение внешнего долга при недостаточной модернизации производственной базы и экстенсивном развитии сельского хозяйства привели к росту безработицы, инфляции, экономическому спаду. Пик кризиса пришёлся на конец 2001 – начало 2002 гг., когда был отменен паритет песо к доллару с последующими мощным оттоком капиталов из Аргентины и дестабилизацией финансового сектора (банки ввели ограничения на выдачу наличных денег). В 2002 г. вслед за объявлением дефолта по выплатам частного и государственного внешнего долга в стране была произведена девальвация национальной валюты. В итоге более 60% населения оказалось за чертой бедности, уровень безработицы достиг 21,5%, почти на 11% по сравнению с 2001 г. сократился ВВП.
В этих условиях первоочередными задачами пришедшего к власти в 2003 г. правительства Н.Киршнера стали вывод страны из дефолта, осуществление широких социальных программ, восстановление государственного регулирования экономики, модернизация производственной базы, стимулирование регионального развития.
По итогам посткризисного восстановления аргентинской экономики в период с 2003 г. по 2007 г. аккумулированный рост ВВП составил 44,2% (8,7% в 2007 г.), заметно сократился уровень бедности (18% в 2008 г.), безработицы (7,5% в 2008 г.), немного выросла инфляция (9,1% в 2008 г.). В феврале 2005 г. страна вышла из дефолта путем реструктуризации большей части долга перед частными кредиторами. Кроме того, в январе 2006 г. в полном объеме был выплачен долг МВФ (9,8 млрд. долл.), а в сентябре 2008 г. правительство объявило о планируемой ликвидации долговых обязательств перед Парижским клубом (6,7 млрд. долл.).
В настоящее время стремительный экономический рост последних лет постепенно утрачивает динамику. По оценкам МВФ, в текущем году прирост ожидается на уровне 6,5%, продолжит рост инфляция. На этом фоне жесткое госадминистрирование экономики, слабая энергетическая инфраструктура приводят к падению инвестиционной привлекательности страны (в августе 2008 г. агентство «Standard & Poor’s» понизило инвестиционный рейтинг Аргентины с B-позитивный до B-нейтральный).
Другим проявлением нарастающих трудностей в аргентинской экономике стал острый внутриполитический кризис (март-июль 2008 г.), разразившийся в стране вследствие запуска т.н. гибкой системы экспортных пошлин. Это нововведение предусматривало повышение ставки налоговых сборов на сою и кукурузу (с учетом высоких цен на них на мировых рынках) с целью пополнения государственного бюджета для финансирования экономической политики. После нескольких месяцев забастовок ведущих сельхозпроизводителей аргентинская администрация была вынуждена отменить принятую ранее меру.
Наконец, негативное воздействие на аргентинскую экономику оказал мировой финансовый кризис. Так, в сентябре 2008 г. главный фондовый индекс страны «Мерваль» понизился более чем на 20%. Вместе с тем, по прогнозам аналитиков, последствия этого кризиса для Аргентины будут не столь серьезными, как, например, для стран ЕС, Бразилии и др., более тесно связанных с экономикой США.
Внутриполитическая ситуация. Курс нового президента Кристины Фернандес де Киршнер характеризуется преемственностью политики прежней администрации. Среди её приоритетов: развитие социально ориентированной модели экономики с упором на экспортные отрасли, продвижение высоких технологий, сохранение положительной макроэкономической динамики, консолидация социальной стабильности, борьба с бедностью.
Новое правительство опирается на большинство в Национальном Конгрессе Аргентины, а также губернаторском корпусе. Несмотря на преодоление кризисных последствий продолжает действовать Закон о чрезвычайном экономическом положении, позволяющий администрации корректировать расходные статьи бюджета без предварительного согласования с парламентом. Акцентированная социальная политика правительства в целом обеспечивает широкую поддержку населением проводимого курса, однако накапливающийся дефицит средств создает определенные затруднения в сфере перераспределения ассигнований на широкое социальное субсидирование.
Одновременно в последнее время происходит накопление внутриполитических противоречий, вызванных затягиванием администрацией К.Фернандес перехода от командно-кризисных методов управления страной к реализации стратегии развития. Основная проблема нынешней правящей верхушки – отсутствие последовательного диалога с обществом. Следствием этого стал кризис аграриев с правительством вокруг введенной им прогрессивной шкалы экспортных пошлин на наиболее рентабельные сельхозтовары.
Конфликт привёл к определенной эрозии широкой политической поддержки президента как в рамках парламента, особенно в губернаторском корпусе, так и на уровне исполнительной власти. В частности, произошло существенное дистанцирование вице-президента Х.Кобоса, который по должности является также председателем верхней палаты аргентинского Нацконгресса.
Особенность внутренней политики Аргентины является повышенное внимание к проблемам прав человека и наказание военных преступников в период диктатуры 1976-1983 гг. Эта тема находится в постоянном поле зрении аргентинской общественности.
Внешняя политика. Концепция внешней политики аргентинской администрации основывается на защите национальных интересов, укреплении самостоятельности в международных делах. Главная внешнеполитическая константа - упрочение «мультилатерализма» - многосторонних подходов в международной политике, а также консолидация региональной интеграции в рамках МЕРКОСУР и УНАСУР в целях продвижения в мире коллективных интересов государств данных объединений. На этой основе здесь рассчитывают противодействовать утверждению права сильного в международных делах, современным вызовам безопасности и стабильности, защищать свои позиции в международных торговых переговорах. Аргентинцы поддерживают процесс становления многополярного мироустройства, считая его конечной целью демократизацию международных отношений – одного из ключевых ориентиров аргентинской дипломатии.
Основными партнёрами Аргентины в Латинской Америке являются государства МЕРКОСУР, в первую очередь Бразилия. В рамках этого интеграционного объединения Аргентина активно продвигает реализацию совместных инфраструктурных проектов, наибольший интерес из которых представляют инициативы в энергетической, транспортной и финансовой сферах.
Буэнос-Айрес стремится укреплять отношения с европейскими странами. Основными партнёрами в этом регионе являются Испания, Италия, Франция и Германия. Негативными факторами на данном направлении выступают долговая проблематика и вопросы доступа аргентинской сельхозпродукции на европейский рынок.
США остаются одним из ведущих партнеров Аргентины, однако в последнее время в отношениях с Вашингтоном нарастают политические антагонизмы, спровоцированные сближением Буэнос-Айреса с основным оппонентом США в регионе – Каракасом. В целом непростые отношения с Западом усиливаются незатихающей полемикой с Лондоном вокруг Мальвинских островов, которая получает свое продолжение в разногласиях по поводу перспектив статуса антарктических территорий и их шельфа.
Активно ведётся работа на азиатско-тихоокеанском направлении. Отношения со странами региона развиваются, прежде всего, в торгово-экономической области и обмене передовыми технологиями. Основными партнёрами являются Китай, Индия, Австралия. (По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации)
|