Колумбия
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, обновлено 18.10.2007
Территория – 1141,7 тыс. кв. км.
Население – 46,5 млн. чел.: 58%-метисы, 20%-белые, 14%-мулаты, 4%-негры, 1%-индейцы.
Столица – Богота (8 млн. человек).
Государственный язык – испанский.
Религия – католическая (преобладающая).
Денежная единица – песо (около 2260 песо за 1 долл. США).
Национальный праздник – День независимости - 20 июля.
Президент страны – глава государства и правительства, избирается на четырехлетний период с правом переизбрания на еще один срок. На президентских выборах 28 мая 2006 года победу одержал действующий президент Альваро Урибе Велес, инаугурация которого прошла 7 августа 2006 года. В 1994 году введен пост вице-президента. В настоящее время его занимает Франсиско Сантос Кальдерон.
|
|
Министр иностранных дел – Фернандо Араухо Пердомо.
Конгресс Республики состоит из Сената (102 места) и Палаты представителей (166 мест), руководство которых переизбирается ежегодно. Председатель Сената – Нанси Патрисия Гутьеррес Кастаньеда (с июля 2007 года), Председатель Палаты Представителей – Оскар Арболеда Паласио (с июля 2007 года).
Основные политические партии: Консервативная, Либеральная, движение «Альтернативный демократический полюс», партия "У".
Действующая конституция принята 4 июля 1991 года. В 1993-94 годах издан ряд законодательных актов, укрепивших режим представительной демократии.
Экономика. Колумбия – развивающаяся страна аграрно-индустриального типа, обладающая значительными запасами нефти (3-е место в Латинской Америке), газа, каменного угля (1-е место в Латинской Америки), железных и медных руд, золота и платины. На ее долю приходится около 90% мировой добычи изумрудов. По экспорту кофе, цветов и бананов занимает одно из ведущих мест в мире.
Экономическая ситуация в стране в последние годы оставалась стабильной, чему способствовала благоприятная ситуация на мировых рынках нефти, угля и кофе. Правительство А. Урибе продолжило реализацию программ реформирования экономики на основе контроля над инфляцией, рыночного регулирования курса национальной валюты, взаимодействия с международными финансовыми организациями, привлечения иностранных инвестиций.
В 2006 году продолжилось улучшение макроэкономических показателей: ВВП вырос на 6,4% (в 2005 году – 5,4%), инфляция составила 4,5% (4,9%). При этом, однако, немного увеличилась безработица - до 12,9% (11,7%).
Валютные резервы достигли 15,13 млрд. долл. США (14 млрд. долл. США в 2005 году). Общая внешняя задолженность Колумбии несколько снизилась: 33,6 млрд. долл. США (37 млрд. долл. США). Курс колумбийского песо по отношению к доллару повысился с 2550 до 2260 песо за 1,0 долл. США Приток иностранных инвестиций в колумбийскую экономику превысил 8 млрд. долл. США (4 млрд. долл. США в 2005 году).
Внешнеторговый оборот возрос до 45,4 млрд. долл. США (40,9 млрд. долл. США). Экспорт достиг 24,9 млрд. долл. США (20,5 млрд. долл. США), импорт остался на прежнем уровне - 20,5 млрд. долл. США. До 11,5 млрд. долл. США увеличился объем традиционного колумбийского экспорта, прежде всего благодаря росту мировых цен на нефтепродукты.
Как и прежде, основным торговым партнером Колумбии оставались США (около 42% экспорта и 32% импорта страны). Доля государств Андского сообщества (АС) составила 17,7% в экспорте и 12,3% - в импорте, стран ЕС – 13,3% и 16,8% соответственно.
На внутриполитическую ситуацию в стране оказывала заметное влияние повышенная активность политических партий и движений в ходе подготовки парламентских и президентских выборов 2006 года (состоялись 12 марта и 28 мая соответственно).
Рейтинг действующего главы государства оставался высоким (60-65%), что позволило ему одержать уверенную победу на президентских выборах.
При этом все более заметна тенденция к потере влияния традиционных партий (Либеральной и, в меньшей степени, Консервативной, влившейся в пропрезидентский альянс) при одновременном укреплении легальной левой оппозиции в лице «Альтернативного демократического полюса» (его кандидат К. Гавирия получил на президентских выборах 20% голосов и уступил только А. Урибе).
В 2005 году официально завершилась реализация американского шестилетнего "Плана Колумбия", направленного на реформу и укрепление колумбийской правоохранительной системы, борьбу с наркобизнесом, урегулирование внутреннего вооруженного конфликта, экономическое и социальное развитие. В феврале 2007 года Белым Домом одобрена вторая фаза «Плана Колумбия», при этом финансовая помощь США должна сохраниться в приблизительно прежних объемах (ок. 700 млн. долл. США). Однако из-за противодействия демократического большинства в Конгрессе США одобрение «Плана» американскими законодателями затянулось.
В рамках политики силового подавления НВФ колумбийское правительство последовательно наращивало численность ВС и полиции. С марта 2004 года реализуется "План Патриот", главной задачей которого стало физическое уничтожение или поимка главарей НВФ, разрушение инфраструктуры и блокирование финансовой деятельности повстанцев.
Параллельно осуществляются попытки урегулирования внутреннего вооруженного конфликта мирными методами. Периодически при международном посредничестве проходят «зондажные» контакты со второй по значению левоэкстремистской вооруженной группировкой «Армия национального освобождения». С начала 2006 года в Гаване прошли пять таких встреч (последняя – в апреле 2007 года), не принесших, однако, ощутимых результатов.
Несмотря на содействие католической церкви, местных и международных НПО, не удалось наладить процесс переговоров с главной левацкой группировкой «Революционные вооруженные силы Колумбии» (РВСК) по т.н. «гуманитарному соглашению» (обмен удерживаемых ими заложников на осужденных повстанцев), отвечающей на усиливающееся давление силовых структур ростом террористической активности. В расчете сдвинуть процесс с «мертвой точки» в начале июня 2007 года А. Урибе принял решение об освобождении в одностороннем порядке около 200 боевиков РВСК.
Правовой основой для разоружения боевиков правоэкстремистских «Объединенных отрядов самообороны Колумбии» (ООСОК) и их дальнейшей реинтеграции в гражданское общество явился принятый в июле 2005 года «Закон о справедливости и мире». По состоянию на 15 февраля 2006 года формально все существовавшие подразделения ООСОК демобилизованы. Общее число сложивших оружие составило порядка 40 тыс. чел. вместо ожидавшихся 20 тыс. При этом в районах прежней дислокации ООСОК возникают новые отряды, их численность порядка 4,5 тыс. чел.
Угрозу внутриполитической стабильности в стране представляет деятельность наркомафии. Производя на территории Колумбии лишь 10% кокаина, поставляемого из Латинской Америки в другие государства, крупнейшие местные наркокартели обладают почти полным контролем над инфраструктурой производства и распространением наркотиков во всем регионе, их контрабандой в США, Западную Европу и другие континенты. Тем не менее, колумбийским властям в 2006 году удалось нанести по наркобизнесу ряд болезненных ударов. Арестовано порядка 56 тыс. человек, в т.ч. 142 иностранца, конфисковано 78 тонн кокаина, уничтожено 1,1 тыс. нарколабораторий.
Внешняя политика. Оставаясь главным стратегическим союзником Вашингтона в Южной Америке, правительство А. Урибе в последнее время заметно прибавило в своей дипломатической активности на европейском и тихоокеанском направлениях (на повестке дня – вступление Колумбии в АТЭС). Колумбийская администрация традиционно стремится к укреплению авторитета страны, проводит курс на развитие отношений со всеми государствами, содействие упрочению всеобщего мира, недопущению гонки ядерных и обычных вооружений, милитаризации космического пространства, выступает в пользу укрепления режима нераспространения ядерного оружия, демократизации международных экономических отношений.
Главные направления внешней политики – консолидация Движения неприсоединения и реформирование ООН, интеграционные процессы в Западном полушарии, активизация межамериканского взаимодействия и формирование условий для создания в регионе обширной зоны свободной торговли.
Колумбия до конца 2002 года была непостоянным членом СБ ООН (избрана в октябре 2000 года на период 2001-2002 годов, Россия голосовала "за"). Подана заявка на избрание Колумбии в непостоянные члены СБ на период 2010-2011 годов.
Является членом Движения неприсоединения, "Группы Рио", Андского сообщества, стремится активно содействовать выработке согласованного подхода латиноамериканских стран к решению проблем континента. (По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства торговли, промышленности и туризма Республики Колумбия и других официальных структур Республики Колумбия)
|