Гондурас
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, обновлено 27.04.2009
Республика Гондурас – государство в Центральной Америке.
Территория – 112,1 тыс. кв.км.
Население – 7,7 млн. человек (оценка на начало 2009 г.). Этническая структура: 90% - метисы, 6% - индейцы, 2% - негры, 2% - лица европейского происхождения.
Столица – Тегусигальпа (1 млн. жителей).
Административное деление – 18 департаментов.
Господствующая религия – католическая.
Национальный праздник 15 сентября – День независимости (1821 год).
Государственный язык – испанский.
Денежная единица – лемпира. (1 долл. США эквивалентен 19 лемпирам, январь 2009 года).
|
|
Гондурас – президентская республика. Действует Конституция, принятая 5 июня 1965 года. Главой государства и правительства является Президент, избираемый на 4 года. По Конституции на второй срок переизбран быть не может.
Президент страны – Хосе Мануэль Селайя Росалес от Либеральной партии (ЛП). Приведен к присяге 27.01.2006 года. Должность вице-президента после отставки в декабре 2008 года Э. Сантоса остаётся вакантной. Министр иностранных дел – Патрисия Исабель Родас Вака (приведена к присяге 01.02.2009 года).
Законодательный орган – Национальный конгресс (НК): состоит из 128 депутатов, избираемых на 4 года. Последние выборы состоялись 27.11.2005 года. Председатель НК – Роберто Мичелетти Баин от Либеральной партии (избран 23.01.2006 года).
Политические партии. В стране сложилась многопартийная система. Наиболее влиятельные партии – Либеральная и Национальная (НП).
В настоящее время у власти находится Либеральная партия (основана в 1891г.; выражает интересы различных слоев промышленного, торгового и финансового капитала, пользуется также популярностью среди зажиточных и средних слоев крестьян). ЛП имеет 62 места в НК.
Национальная партия (основана в 1902 года) – одна из старейших традиционалистских организаций. После радикальной реформы, проведённой в 80-е годы ХХ века, была преобразована в массовую буржуазную партию, пользующуюся широкой поддержкой государственных служащих, мелкой буржуазии, крестьян. В дальнейшем к ней примкнул ряд левых партий и организаций. Располагает 55 парламентскими местами. Сейчас это главная оппозиционная сила. Из второстепенных партий в парламенте представлены «Демократическое единство» (5 мест), Христианско-демократическая партия (4 места) и партия «Обновления и единения» (2 места).
Внутриполитическая обстановка характеризуется относительной стабильностью.
На всеобщих выборах в ноябре 2005 года победу с незначительным перевесом одержали либералы. Они обещали избирателям направить дополнительные ресурсы на решение социально-экономических проблем беднейших слоев населения, поэтапно пересмотреть в сторону снижения ряд базовых налоговых ставок и государственных тарифов, заметно возросших в предыдущие годы. Часть электората привлекли заявления о необходимости подкорректировать меры по борьбе с преступностью.
Получение от прежнего руководства выходящей из кризиса экономики с заметно укрепившейся системой государственных финансов, солидным портфелем иностранных инвестиций и новых порций зарубежной экономической помощи, а также неплохо адаптированной к новым условиям бюджетной сферы с резко сокращенным государственным аппаратом, позволило правительству Х. М. Селайи сравнительно легко приступить к реализации крупномасштабной национальной программы «Власть граждан» (по существу это план социально-экономического развития гондурасского общества на ближайшие четыре года).
В соответствии с этим документом правительство рассчитывает обеспечить бóльшую транспарентность в деятельности государственных органов, а также создание механизма гражданского контроля за работой правительственных структур в форме «народного аудита», через т.н. Национальный форум гражданской власти, образованный из представителей различных общественных организаций и органов местного самоуправления (необходимые законы уже приняты). В социально-экономической области предусмотрены мероприятия, направленные на снижение уровня бедности, создание новых рабочих мест, совершенствование системы образования и здравоохранения (прежде всего, обеспечение реального доступа к ним широких слоев населения), реализацию программы строительства доступного для малоимущих слоев населения жилья. С 2006 года действует Национальный фонд социального развития, формируемый из бюджетных средств и частично финансовой помощи внешних доноров. Гондурасцам удалось согласовать выделение крупных кредитов на развитие социальной сферы по линии МАБР и Всемирного банка.
Однако из-за послаблений национальному бизнесу в финансовой сфере, снижения налогового бремени и зачастую нерационального использования внешней помощи с 2008 года впервые за последние шесть лет вновь стали ощущаться перебои в бюджетном финансировании, накопилась высокая задолженность по зарплате учителям и врачам, приведшая к их неоднократным массовым выступлениям.
В поисках дополнительных средств для реализации программ и проектов, направленных на улучшение материального положения широких слоев населения Президент Х. М. Селайя добился в октябре 2008 г. вступления Гондураса в «Боливарианскую альтернативу для Америк» (АЛЬБА), в рамках которой Президент Венесуэлы У. Чавес обещал ему существенную экономическую помощь дополнительно к льготным поставкам нефти.
Отмечается тенденция к всё более активному взаимодействию силовых ведомств страны под руководством главы государства в вопросах борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом. В 2007 г. была увеличена численность полицейских сил за счёт перевода из армии двух тысяч солдат и офицеров. В 2008 г. принят «Закон о полиции», существенно расширивший её оперативные полномочия. Однако криминогенная обстановка в стране заметно осложнилась из-за увеличения численности депортированных из США гондурасцев, уличённых в противоправных действиях, а также ответной реакции молодёжных банд на смягчение методов борьбы с ними.
В 2008 году НП усилила критику либеральной администрации за неспособность обуздать преступность, хозяйственные просчёты и усиливающуюся коррупцию госаппарата. Серьёзным нападкам М. Селайя и его сторонники подверглись за вступление Гондураса в АЛБА, что, по мнению оппозиции, неизбежно приведёт к осложнению отношений с американцами и обернётся для Гондураса высокими политическими, хозяйственными и социальными издержками. По стране прошли массовые выступления семей трудовых мигрантов, работающих в США, осудивших этот шаг правительства.
По итогам состоявшихся в ноябре 2008 году «первичных» выборов и в ЛП, и в НП право бороться за пост президента в 2009 году одержали сторонники сохранения тесных контактов с США – Э. Сантос (сложивший с себя полномочия вице-президента) и П. Лобо – ближайший соратник предыдущего президента страны Р. Мадуро.
Социально-экономическое положение. Гондурас – слаборазвитое в экономическом отношении государство, находящееся в значительной зависимости от иностранного капитала, а в последние годы и от внешней помощи. (В результате серии опустошительных ураганов и наводнений в 1998-2001 годов страна понесла огромные материальные потери. В этой связи ряд государств-доноров и МФО в соответствии с решениями Консультативной группы по Центральной Америке стали оказывать Гондурасу регулярную экономическую помощь в пределах от 300 до 600 млн. долл. США в год. В 2008 г. её объем оценивался в 391 млн. долл. США).
Основу экономики составляют ряд отраслей агропромышленной сферы, специализирующихся на производстве экспортных товаров, прежде всего бананов, кофе, сахара, тропических фруктов и продуктов их переработки, пальмового масла, табачных изделий, экологически чистой говядины, мороженой креветки. В них занято более половины всего экономически активного населения.
В последние годы при поддержке государства (налоговые льготы, целевые кредиты, борьба с нелегальным завозом дешевых пищевых товаров из соседних стран) более динамично стали развиваться отрасли сельского хозяйства, производящие товары преимущественно для внутреннего потребления, прежде всего рис, кукурузу, фасоль, овощи и клубнеплоды, мясные и молочные продукты. Правительство Х. М. Селайи продолжает оказание разносторонней помощи различным категориям сельских производителей с целью обеспечить «продовольственную независимость» по основным товарам, включая животноводческую продукцию.
Промышленность представлена в основном небольшими предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья и древесины, производству мебели и бытовой утвари, строительных материалов. Имеются несколько предприятий, выпускающих концентраты свинца и цинка, Добываются также серебро, золото, сурьма, На шельфе Карибского моря найдены месторождения нефти. В последние два десятилетия на севере страны получили значительное развитие «свободные экономические зоны», где расположено свыше 80 фабрик и цехов, выпускающих одежду и другие швейные изделия, обувь, посуду, электротехнические товары, широкую гамму пищевкусовых товаров. На них в 2008 г. было занято около 90 тыс. человек. В настоящее время предприятия СЭЗ в результате мирового экономического кризиса несут огромные потери: уволено 20 тыс. чел., резко сократилось производство продукции, предназначенной для США и стран ЕС.
Всё более важную роль в экономике Гондураса играет иностранный туризм. В 2003-2008 годах страну посещало до 850 тыс. зарубежных туристов в год, что обеспечивало поступления валюты в пределах до 1,4 млрд. долл. США.
Попав в сильнейшую зависимость от внешней финансовой помощи, руководство Гондураса с конца 90-х годов ХХ века, в соответствии с рекомендациями МВФ и внешних доноров, было вынуждено приступить к реализации неолиберальной модели развития экономики, включая сокращение прямого участия государства в хозяйственной деятельности, осуществление приватизации объектов государственной собственности, ужесточение финансовой дисциплины, сокращение работников бюджетной сферы.
Используя значительную по хозяйственным масштабам страны внешнюю помощь, гондурасское правительство в последние годы обеспечивало неплохие макроэкономические показатели. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 2001-2008 годах составляли 5,9% В 2008 г. ВВП увеличился к уровню предшествующего года на 4,3%, составив 9,6 млрд. долл. США. Благодаря серии финансово-экономических мер, в том числе оптимизации режима «частичной долларизации», правительству удавалось удерживать инфляцию на одном из самых низких в Центральной Америке уровнях. В 2008 году её аккумулированный показатель оценивался в 11% (8,9% в 2007 году, 6% в 2006 году).
На протяжении последних лет Гондурас чётко справлялся со всеми внешними платежными обязательствами. Золотовалютные резервы страны в конце 2008 году оценивались в 1,2 млрд. долл. США против 1,1 млрд. долю США в конце 2007 году. Став в 1999 г. участником международной инициативы для беднейших стран с высоким уровнем внешней задолженности (НIРС), республика, начиная с 2004 г., получила от зарубежных кредиторов существенную разгрузку долгового бремени. При этом было согласовано списание долгов на 2,3 млрд. долл. США по межгосударственным обязательствам, из них 1,2 млрд. долл. США простили в 2005 г. страны «Группы восьми» и 120 млн. долл. США – МВФ. В 2006 году последовали новые списания по линии МФО на сумму свыше 100 млн. долл. США. В 2007 году с МАБР согласовано прощение на 1,4 млрд. долл. США, а с другими кредиторами - ещё на 0,5 млрд. долл. США. Однако, поскольку ликвидация прежних долгов шла параллельно с поступлением из-за рубежа новых заёмных средств, общая сумма государственной внешней задолженности сократилась не столь значительно (с 5,2 млрд. долл. США в конце 2004 г. до 3,4 млрд. долл. США на конец 2008 года).
Динамично развивалась внешняя торговля, товарооборот которой в 2008 г. достиг 11,5 млрд. долл. США, что на 33,7% превысило показатель предшествующего года. Экспорт составил 2,8 млрд. долл. США без учета поставок из свободных экономических зон (в 2007 году - 2,1 млрд. долл.). Его увеличение было обеспечено как за счёт роста мировых цен на основные статьи гондурасского экспорта, особенно на кофе, сахар, говядину и морепродукты, так и увеличения физического объёма поставок по ряду товарных позиций. Структура экспорта в 2008 г. характеризовалась следующими данными (в % от общей стоимости): кофе -34,9; бананы - 13,7; другие тропические фрукты - 6,1; морепродукты - 5,8; пальмовое масло - 5,6; сахар - 5,2; табачные изделия - 4,4; мясные изделия - 2,4; прочие товары - 21,9. Импорт в 2008 г. из-за значительного роста мировых цен на нефтепродукты, удобрения, металлоизделия, зерновые достиг 9,0 млрд. долл. США (в 2007 г. - 6,5 млрд. долл. США, прирост на 38,5%). Основными его статьями были (в %): промышленное сырье, материалы и полуфабрикаты - 26,5, в т.ч. минеральные удобрения и другие химические товары - 11,7; металлы и металлоизделия - 8,0; топливные товары - 23,0; продовольствие - 10,5; машины и оборудование - 9,8; транспортные средства - 7,7; на прочие товары падало 22,5% закупок за рубежом.
Участие Гондураса в Центральноамериканской зоне свободной торговли (ЦАЗСТ) стимулировало сохранение в 2008 году в географическом распределении его товарооборота высокой доли США и стран ЦА. Основным торговым партером оставались США (37,1% всего товарооборота). На страны Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС) в целом приходилось 25,8% внешней торговли, в т.ч. Гватемалу - 10,2, Сальвадор - 6,5%, Коста - Рику -5,7%, Никарагуа - 2,4%. В связи с переориентацией части закупок нефти с Мексики на Венесуэлу доля первой в товарообороте республики снизилась до 5,5%, а второй - возросла до 4,3% (в 2007 г. соответственно 8,8% и 2%). Среди внерегиональных партнёров заметными контрагентами Гондураса были (в % к общему итогу): государства ЕС - 10,7, в т.ч. Испания - 3,0; Германия -2.1; Италия - 1,6; а также Япония - 3,4; КНР - 2,1 Тайвань - 2,0, Республика Корея - 1,1.
Значительный дефицит торгового баланса (6,2 млрд. долл. США в 2008 г.) частично компенсируется поступлениями валюты из-за рубежа от гондурасских граждан, достигших 2,9 млрд. долл. США в 2008 г. (около 2,5 млрд. долл. США в 2007 г.), а также доходами от предприятий, действующих в свободных экономических зонах (свыше 1,3 млрд. долл. США за прошлый год).
В социальном плане Гондурас остаётся одной из наименее благополучных стран региона: 68% экономически активного населения в 2008 году имело проблемы с занятостью, в том числе 16% было полностью безработными. Более половины гондурасцев проживало за чертой бедности, из них 25% - в условиях крайней нищеты. Остро стоит жилищная проблема. По уровню преступности в столице и других крупных городах Гондурас занимает одно из первых мест в центральноамериканском субрегионе. Но по индексу человеческого развития ООН в списке из 177 государств страна поднялась со 117 в 2006 г. на 115 место в 2008 году.
Внешнеполитический курс Гондураса основывается на последовательной приверженности нормам международного права, неприятии приёмов грубого диктата в межгосударственных отношениях, политико-дипломатического урегулировании конфликтных ситуаций, отстаивании интересов «малых» стран.
Основными приоритетами внешней политики гондурасское руководство считает обеспечение благоприятных условий для устойчивого хозяйственного развития (в основном за счёт использования иностранной помощи и привлечения зарубежных инвестиций), а также эффективной адаптации страны к глобализационным процессам. Позиция Тегусигальпы по основным международным проблемам во многом формируется с «оглядкой» на ее главного донора – США, а также с учётом решений, принимаемых в ОАГ, Группе Рио, Центральноамериканской интеграционной системе (ЦАИС). После вступления в АЛЬБА правительство страны подкорректировало ряд аспектов внешнеполитического курса в «боливарианском духе».
Гондурасцы высказываются в пользу формирования многополярного мира, соблюдения принципа равенства стран. Они всё активней выступают за усиление роли ООН в международных делах, интенсификацию усилий мирового сообщества в противодействии новым вызовам, прежде всего международному терроризму, организованной преступности и наркобизнесу, за реформирование мирохозяйственных связей на справедливой недискриминационной основе.
Позиция Гондураса в отношении противодействия нынешнему мировому экономическому кризису строится на необходимости коллективных усилий всех членов международного сообщества в преодолении его последствий, учёте ведущими мировыми державами при осуществлении антикризисных мер интересов «малых стран», активном использовании развивающимися государствами возможностей своих интеграционных объединений в этом вопросе, включая проведение согласованной финансовой политики, расширение взаимной торговли, реализацию совместных хозяйственных проектов.
По состоянию на начало 2009 года Гондурас поддерживал дипломатические отношения с 91 страной. Приоритетным направлением его внешней политики являются связи со странами-донорами. При этом в двустороннем формате главным партнёром остаются США, от которых Тегусигальпа находится в сильной политической и экономической зависимости. Вступление Гондураса в АЛЬБА вызвало определённые осложнения в американо-гондурасских отношениях.
Важная роль отводится контактам с рядом государств ЕС (Испанией, Германией, Нидерландами), а также Японией, Тайванем, Южной Кореей. Гондурасцы активно работают с МФО, в основном МВФ, МАБР, Всемирным банком, ЦАБЭИ.
Вместе с тем, в последние годы просматривается новая нюансировка в подходах Тегусигальпы к системе приоритетов внешней политики. В руководстве и деловой элите страны всё более распространяется мнение о том, что Гондурас должен стремиться к проведению многовекторной политики, не замыкаясь только на США. Президент Х. М. Селайя неоднократно подчеркивал важность активизации контактов с внерегиональными партнёрами. В этом контексте новое руководство страны, продолжая линию прежней администрации, выступает за расширение разносторонних связей Гондураса с Россией. Прорабатываются также варианты взаимодействия с КНР, но без ущерба традиционным отношениям с Тайванем.
Гондурас остается в числе главных поборников правовой защиты латиноамериканцев, выезжающих на заработки в США, выступая за совместные действия стран региона в этом вопросе.
Важное место во внешней политике Тегусигальпы продолжает занимать субрегиональная проблематика. Гондурас является одним из активных сторонников интеграционных процессов в ЦА, рассматривая их как основной путь адаптации экономически менее развитых государств к процессам глобализации в современном мире и как эффективное средство обеспечения равноправного и взаимовыгодного партнерства, упрочения демократии и практического достижения устойчивого развития.
Активизировались политические и экономические отношения Гондураса с Венесуэлой. Её Президент У. Чавес во время визита в Тегусигальпу в августе 2008 году обещал выделить республике кредиты в объеме до 400 млн. долл. на реализацию программ и проектов в области энергетики, сельского хозяйства, образования и здравоохранения, а также купить гондурасских государственных ценных бумаг на 100 млн. долл. Х. М. Селайя неоднократно посещал Венесуэлу с официальными и рабочими визитами, участвовал во всех саммитах АЛЬБА, которую квалифицировал как «истинно братский, справедливый и демократический интеграционный союз».
Продолжают укрепляться связи Гондураса с Кубой, куда Х. М. Селайя выезжал несколько раз для проведения обстоятельных переговоров с руководством страны. Официальная Тегусигальпа не только стала громче выступать за реинтеграцию Гаваны в региональные организации, но и резко критиковать американскую экономическую блокаду. На официальном уровне была полностью свёрнута критика кубинского руководства в отношении проведения демократических реформ на острове и преследования диссидентов. В 2009 году стороны намериваются подписать соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве.
Расширяются контакты с сандинистским правительством Никарагуа. Прошла серия официальных и рабочих встреч Х. М. Селайи с Д. Ортегой, достигнуты новые договорённости о развитии сотрудничества в приграничной зоне.
Отношения с Россией гондурасцы рассматривают как важную составляющую диверсификации контактов с внерегиональными партнерами. Президент Х. М. Селайя неоднократно заявлял о готовности продолжить курс на укрепление дружественных связей с нашей страной в различных областях.(По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации и официальных государственных структур Гондураса)
|