Киргизия
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, обновлено 02.10.2011
Официальное название – Киргизская Республика.
География. Киргизская Республика (Киргизия) расположена на северо-востоке Центральной Азии. Граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем. Общая протяженность государственной границы свыше 4500 км.
Территория – 198 500 кв. км. Почти 90% территории расположено выше 1500 м над уровнем моря.
Столица – г. Бишкек, основан в 1887 г., около 850 тыс. жителей. Крупные города: Ош, Джалал-Абад, Нарын, Каракол.
В административно-территориальном отношении делится на 7 областей (Баткенская, Джалал-Абадская, Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская).
|
|
Население – около 5,3 млн. человек (данные переписи 2009 г.). Киргизия – многонациональное государство. 70,9 % населения страны – киргизы, 14 % -узбеки, 7 % - русские. Численность и удельный вес русских за период с 1989 г. сократились с 923 тыс. (21,5%) до 500 тыс. (10%) в 2009 г. и – 370 тыс. в конце 2010 г. Сельское население составляет 65 %.
Государственный язык – киргизский. В мае 2000 г. принят закон о придании русскому языку статуса официального, а в декабре 2001 г. - закон, закрепляющий этот статус в Конституции страны. В Конституции 2010 г. это положение сохранено.
Основные религии – ислам суннитского толка и православное христианство.
Национальная денежная единица – сом, введена в 1993 году. 1 сом = 100 тыйынам. По состоянию на август 2011 года 1 долл. США = 44,8 сома; 1 рубль = 1,5 сома.
Краткий исторический очерк. Единая киргизская народность сформировалась в XV веке. В первой половине XIX века Киргизия входила в состав Кокандского ханства. В 50-70 гг. XIX века присоединилась к России. С 1918 г. входила в Туркестанскую АССР. 14 октября 1924 г. была образована Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР, которая 1 февраля 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР, а 5 декабря 1936 г. – в Киргизскую ССР. 31 августа 1991 г. Верховный Совет Республики Киргизстан принял Декларацию о государственной независимости республики.
Основные государственные праздники: 31 августа – День Государственной независимости; 5 мая – День Конституции; 9 мая – День Победы; 24 марта – День народной революции. Праздничные и нерабочие дни: 1 января, 7 января, 8 марта, 21 марта, 1 мая, 7 ноября, а также дни главных мусульманских праздников.
Государственное устройство. Киргизия является суверенным, унитарным, демократическим, светским, правовым социальным государством. Глава государства – Президент. По итогам президентских выборов, прошедших 30 октября 2011 г., Президентом Киргизской Республики избран Атамбаев Алмазбек Шаршенович. С 6 сентября 2012 года Премьер-министром Киргизской Республики является Сатыбалдиев Жанторо Жолдошевич. В структуре правительства Киргизии 18 министерств, 2 государственных комитета, 2 государственные службы.
Парламент Киргизии. Высший представительный орган страны, осуществляющий законодательную власть и контрольные функции – однопалатный парламент (Жогорку Кенеш) в составе 120 депутатов, избираемых на пропорциональной основе. В действующем парламенте страны представлены пять партий – «Ата-Журт», Социал-демократическая партия Киргизстана, «Ар-Намыс», «Республика» и «Ата-Мекен». Председатель (торага) парламента – А.Келдибеков (партия «Ата-Журт»).
Конституция (Основной закон). 5 мая 1993 г. Верховный Совет Киргизской Республики принял новую Конституцию, Республика Киргизстан переименована в Киргизскую Республику. В 1996 г., 1998 г., 2001 г., 2003 г., 2006 г. в Основной закон вносились изменения и дополнения (в 1996 г. и 1998 г. – по результатам референдумов). По результатам проведенного 27 июня 2010 г. референдума была принята действующая редакция Конституции.
Вооружённые силы. Общая численность – менее 20 тыс. человек (непосредственно в частях и учреждениях Минобороны Киргизии – 8 тыс. человек личного состава).
Общественно-политические объединения. Официально зарегистрировано свыше 150 партий. Наиболее многочисленные из них: Социал-демократическая партия Киргизстана (СДПК), «Ар-Намыс» («Достоинство»), Социалистическая партия «Ата-Мекен» («Родина»), партии «Ата-Журт» («Отчизна»), «Ак-Шумкар» («Белый сокол»), «Республика».
В стране действует несколько сотен НПО.
Интересы этнических россиян представляют свыше 30 общественных организаций соотечественников, в том числе: «Славянский фонд в Киргизии», «Российское землячество в Киргизстане», «Гармония», Семиреченские казаки, Совет российских соотечественников «Согласие», Джалал-абадская областная ассоциация «Славянская диаспора», Татаро-башкирский культурный центр «Туган Тель» и др. В августе 2007 г. на 1-ой Конференции российских соотечественников в Киргизии был избран Координационный совет. В августе 2010 году создана Ассоциация гильдий российских соотечественников.
Экономика. Киргизия – аграрно-индустриальная страна. В сельском хозяйстве занято более половины трудоспособного населения республики. Основные отрасли промышленности (гидроэнергетика, добыча золота и редких металлов, машиностроение, легкая и пищевая промышленность) находятся в сложном положении.
В 2010 году валовой внутренний продукт составил 4,5 млрд. долл. США (снизился на 1,4% по сравнению с 2009 г.).
Объем внешнеторгового оборота (импорт из 112 стран, экспорт в 70 стран), включая неорганизованную торговлю, в 2010 году составил 4,9 млрд. долл. Экспорт – 1,9 млрд. долл., импорт – 3 млрд. долл. США.
По данным Всемирного банка, Киргизия занимает четвёртое место в мире по доле в ВВП денежных переводов от граждан, работающих за рубежом (около 25%). В 2010 году киргизские трудовые мигранты переслали в виде денежных переводов из России около 1,2 млрд. долл.
Уровень инфляции в 2010 году – 19,2 % (данные Нацстаткома КР), по неофициальным данным – около 30%.
Размер внешнего долга Киргизии – 2,8 млрд. долл. США. Основные кредиторы - МВФ, Всемирный Банк, ЕБРР, Россия, Япония, Турция, Германия.
Социально-экономическое положение. Более половины населения страны живёт за чертой бедности. Среднемесячная номинальная заработная плата (без учета малых предприятий) - около 150 долл. Минимальная потребительская «корзина» – около 90 долл.
Российско-киргизские отношения. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой установлены 20 марта 1992 г. Договорно-правовую базу составляют более 120 договоров, соглашений и иных двусторонних документов. 10 июня 1992 году подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и КР, 27 июля 2000 г. – Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнёрстве между РФ и КР.
Внешняя политика Киргизии. Главными ориентирами, зафиксированными в «Концепции внешней политики КР» (утверждена в январе 2007 г.), являются многовекторность, нацеленная на развитие политических и торгово-экономических связей с основными зарубежными партнерами, и прагматичность внешнеполитического курса.
Международные связи. Дипломатические отношения установлены с 114 государствами, действуют 30 диппредставительств КР за рубежом (26 посольств и 4 генконсульства). В Бишкеке аккредитованы 19 диппредставительств и 31 международная организация.
Киргизия – член 92 международных организаций, в т.ч. ООН, ОБСЕ, ОЭС, ОИК, ВТО, СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭс, МВФ, МБРР, ЕБРР, ИБР, АБР.
СМИ. Осуществляется ретрансляция передач ведущих российских телеканалов – ОРТ, РТР и НТВ, создано совместное российско-киргизское предприятие «Первый канал. Кыргызстан». Значительное число печатных СМИ издаются на русском языке. Выходят республиканские выпуски российских газет («Российская газета», «Московский комсомолец» в Киргизстане», «Комсомольская правда-Киргизстан», «Аргументы и Факты в Киргизстане»). В Киргизии аккредитованы корреспонденты информационных агентств «Интерфакс», «REGNUM», РИА-НОВОСТИ, ИТАР-ТАСС, «Росбалт». Эффективным медиаресурсом являются киргизские Интернет агентства, среди которых «КАБАР», «АКИпресс», «24 kg», «Vesti.kg» и др. (По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации, Посольства Киргизии в Российской Федерации и Посольства Российской Федерации в Киргизии)
Подробнее о Киргизии
Государственное устройство
В соответствии с Конституцией КР 2010 г. (принята на референдуме 27 июня 2010 года) Киргизская Республика является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством. Государственную власть в республике представляют и осуществляют президент, парламент (Жогорку Кенеш), исполнительная власть (правительство) и органы правосудия. Новая редакция Конституции устанавливает в республике парламентско-президентскую форму правления.
Административно-территориальное деление
Чуйская область
Занимает площадь 20,2 тыс. кв. км. В области находится 4 города и 5 поселков городского типа, 105 айыл кенешей, 327 сельских населенных пунктов.
Таласская область
Занимает площадь 11,4 тыс. кв. км. В области находится 1 город и 1 поселок городского типа, 35 айыл кенешей, 90 сельских населенных пунктов.
Иссык-Кульская область
Занимает площадь 43,1 тыс. кв. км. В области находится 3 города и 5 поселков городского типа, 58 айыл кенешей, 181 сельский населенный пункт.
Нарынская область (Центральный Тянь-Шань)
Занимает площадь 45,2 тыс. кв. км. В области находится 1 город и 2 поселка городского типа, 56 айыл кенешей, 132 сельских населенных пунктов.
Ошская область
Занимает площадь 29,2 тыс. кв. км. В области находится 3 города и 2 поселка городского типа, 79 айыл кенешей, 467 сельских населенных пунктов. Ошская и Баткенская области являются самыми южными областями Кыргызстана.
Джалал-Абадская область
Занимает площадь 33,7 тыс. кв. км. В области находится 5 городов и 8 поселков городского типа, 58 айыл кенешей, 415 сельских населенных пунктов.
Баткенская область
Занимает площадь 17,0 тыс. кв. км. В области находится 3 города и 5 поселков городского типа, 29 айыл кенешей, 189 сельских населенных пунктов.
Президент Киргизской Республики
По итогам президентских выборов, прошедших 30 октября 2011 г., Президентом Киргизской Республики избран Атамбаев Алмазбек Шаршенович.
Согласно Конституции КР Президент, который избирается на 6 лет, является главой государства и олицетворяет единство народа и государственной власти.
В соответствии с Конституцией Президент:
- представляет Киргизскую Республику внутри страны и за ее пределами, ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры, подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении; назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств КР в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств; - решает вопросы принятия в гражданство и выхода из гражданства КР;
- является Главнокомандующим Вооруженными силами КР, определяет, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных сил КР;
- назначает и освобождает от должности членов Правительства – руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности;
- в случаях, предусмотренных Конституцией КР, назначает выборы в Парламент (Жогорку Кенеш) и принимает решение о назначении досрочных выборов в Парламент (Жогорку Кенеш);
- подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Парламент (Жогорку Кенеш);
- представляет Парламенту (Жогорку Кенешу) кандидатуры для избрания на должностей судей Верховного суда по предложению Совета по отбору судей;
- назначает с согласия Парламента (Жогорку Кенеша) Генерального прокурора;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией страны.
Правительство Киргизской Республики
Согласно Конституции КР исполнительную власть в Киргизской Республике осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации.
Правительство является высшим органом исполнительной власти Киргизской Республики. Правительство возглавляется Премьер-министром и состоит из Премьер-министра, заместителей премьер-министров, министров и председателей государственных комитетов.
Правительство Киргизской Республики:
- обеспечивает исполнение Конституции и законов;
- реализует внутреннюю и внешнюю политику государства;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан; охране общественного порядка, борьбе с преступностью;
- обеспечивает реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка;
- обеспечивает проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики;
- разрабатывает и представляет Парламенту республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-экономической и культурной сферах;
- обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности;
- обеспечивает взаимодействие с гражданским обществом;
- осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению Конституцией и законами.
Кандидатура на должность Премьер-министра выдвигается парламентской фракцией, имеющей более половины депутатских мандатов, или коалицией фракций с ее участием в течение 15 рабочих дней со дня первого заседания Парламента нового созыва. Кандидат на должность Премьер-министра вносит в Парламент на утверждение программу, структуру и состав Правительства.
Премьер-министр:
- руководит Правительством, несет персональную ответственность за его деятельность перед Парламентом;
- обеспечивает исполнение Конституции и законов всеми органами исполнительной власти;
- ведёт переговоры и подписывает международные договоры;
- назначает и освобождает руководителей административных ведомств, а также по представлению местных советов (кенешей) глав местных государственных администраций;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами КР.
С 6 сентября 2012 года Премьер-министром Киргизской Республики является Сатыбалдиев Жанторо Жолдошевич. Возлавляемый им кабинет министров имеет следующий состав:
Руководитель Аппарата правительства – Момуналиев Нурханбек Сакенович (выдвинут премьер-министром);
Первый вице-премьер-министр – Оторбаев Джоомарт Каипович (выдвинут партией «Ата Мекен»);
Вице-премьер-министр по экономике и инвестициям – Таирбек Сарпашев (выдвинут СДПК);
Вице-премьер-министр по социальным вопросам – Талиева Камила Абдразаковна (выдвинута партией «Ар-Намыс»);
Министерство экономики и антимонопольной политики – Сариев Темир Аргембаевич (выдвинут СДПК);
Министерство внутренних дел – Рысалиев Зарылбек Кылычбекович (выдвинут СДПК);
Министерство здравоохранения – Сагынбаева Динара Зарлыковна (выдвинута СДПК);
Министерство образования и науки – Садыков Канатбек Жалилович (выдвинут СДПК);
Министерство молодежи, труда и занятости – Алымкулов Алиасбек Толбашиевич (выдвинут СДПК);
Министерство транспорта и коммуникаций – Султанов Калыкбек Иманалиевич (выдвинут партией «Ата Мекен»);
Министерство юстиции – Шыкмаматов Алмамбет Насырканович (выдвинут партией «Ата Мекен»);
Министерство социального развития – Султанов Кылычбек Камчиевич («Ата Мекен»);
Министерство финансов – Лаврова Ольга Владимировна (выдвинута партией «Ар-Намыс»);
Министерство сельского хозяйства и мелиорации – Узакбаев Чынгысбек Макешович (выдвинут партией «Ар-Намыс»);
Министерство культуры и туризма – Жунусов Ибрагим Кожоназарович (выдвинут СДПК);
Министерство энергетики и промышленности – Калмамбетов Автандил Исмаилович (выдвинут премьер-министром);
Министерство иностранных дел – Абдылдаев Эрлан Бекешович (выдвинут премьер-министром);
Министерство чрезвычайных ситуаций – Боронов Кубатбек Айылчиевич (выдвинут премьер-министром);
Министерство обороны – Омуралиев Таалайбек Барыктабасович(назначается президентом);
Государственный комитет национальной безопасности – Атаханов Шамиль Эсенжанович (назначается президентом).
Парламент Киргизской Республики
Согласно Конституции КР Парламент (Жогорку Кенеш) является высшим представительным органом, осуществляющим законодательствую власть и контрольные функции в пределах своих полномочий. Парламент состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по пропорциональной системе. По результатам выборов политической партии может быть предоставлено не более 65 депутатских мандатов.
В соответствии с Конституцией КР Парламент:
- принимает закон о назначении референдума;
- назначает выборы Президента;
- вносит изменения в Конституцию КР;
- принимает законы;
- ратифицирует и денонсирует международные договоры в порядке, определяемом законом;
- решает вопросы об изменении государственных границ КР;
- утверждает республиканский бюджет и отчет о его исполнении;
- решает вопросы административно-территориального устройства КР;
- утверждает программу деятельности Правительства, определяет структуру и состав Правительства, за исключением членов Правительства – руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности;
- утверждает общегосударственные программы развития КР, внесенные Правительством;
- заслушивает выступления Президента, представителей иностранных государств, международных организаций;
- заслушивает ежегодные отчеты Премьер-министра, Генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Счетной палаты, а также ежегодный доклад Акыйкатчы (Омбудсмена);
- принимает решения о доверии / выражении недоверия Правительству;
- из числа депутатов образует комитеты, а также временные комиссии;
-осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией страны.
Нынешний состав Парламента КР был избран на выборах 10 октября 2010 года. По их итогам в Парламент прошли пять политических партий:
«Ата-Журт» («Отечество») получила 28 мест; лидер фракции – Жапаров Садыр Нургожоевич;
Социал-демократическая партия Киргизстана (СДПК) – 26 мест; лидер фракции – Турсунбеков Чыныбай Акунович;
«Ар Намыс» («Достоинство») – 25 мест; лидер фракции – Кулов Феликс Шаршенбаевич;
«Республика» – 23 места; лидер фракции – Сулайманов Алтынбек Турдубаевич;
«Ата Мекен» («Родина») – 18 мест; лидер фракции – Текебаев Омурбек Чиркешович.
Парламент избирает из своего состава Председателя (Торага) и его заместителей. В настоящее время Парламент КР возглавляет Жээнбеков Асилбек Шарипович (представитель СДПК).
Заместителями Председателя Парламента являются:
- Мамытов Талант Турдумаматович («Ата-Журт»);
- Зулпукаров Торобай Закирович (СДПК);
- Мамырова Бодош Аманбаева («Ар-Намыс»);
- Сасыкбаева Асия Айтбаевна («Ата-Мекен»);
- Торобаев Бакыт Эргешович («Республика»).
Сформированы 13 парламентских комитетов:
1. Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству и правам человека (председатель – Алымбеков Эркинбек Джумабаевич («Ата-Мекен»));
2. Комитет по судебно-правовым вопросам и законности (председатель – Туманов Токтогул Туманович (СДПК));
3. Комитет по бюджету и финансам (председатель – Келдибеков Ахматбек Келдибекович («Ата-Журт»));
4. Комитет по обороне и безопасности (председатель – Мамытов Токон Болтбекович («Ар-Намыс»));
5. Комитет по правопорядку и законности (председатель – Абдылдаев Мыктыбек Юсупович («Ата-Журт»));
6. Комитет по борьбе с коррупцией (председатель – Мадылбеков Туратбек («Ата-Мекен»));
7. Комитет по развитию отраслей экономики (председатель – Пирматов Исках Айтбаевич («Республика));
8. Комитет по аграрной политике, водным ресурсам и местному самоуправлению (председатель – Узакбаев Талант Макишович («Ар-Намыс»));
9. Комитет по международным делам (председатель – Баатырбеков Алмазбек Баатырбекович («Республика»));
10. Комитет по экономической и фискальной политике (председатель – Сулайманов Алтынбек Турдубаевич («Республика»));
11. Комитет по образованию, науке, культуре и спорту (председатель – Осмоналиев Каныбек Османалиевич («Ар-Намыс»));
12. Комитет по социальной политике (председатель – Ниязалиева Дамира Абаскановна (СДПК));
13. Комитет по регламенту ЖК и депутатской этике (председатель – Абдиев Курмантай («Ата-Журт»)).
В соответствии с Конституцией КР (ч.3, ст.70) депутаты парламента объединяются во фракции. Парламентским большинством считается фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракций в парламенте и имеющая более половины депутатских мандатов. Парламентской оппозицией считаются фракция или фракции, не входящие в состав парламентского большинства и объявившие о своей оппозиции по отношению к нему. Ныне действующая коалиция парламентского большинства «Ырыс алды – ынтымак» (примерный перевод «Единство – предтеча успеха») образована в сентябре 2012 г. в Жогорку Кенеше фракциями партий СДПК, «Ар-Намыс», «Ата-Мекен» (всего 67 человек). Лидером коалиции избран лидер «Ар-Намыса» Ф.Ш.Кулов. Парламентские фракции партий «Ата-Журт» и «Республика» сформировали оппозиционную коалицию меньшинства «Справедливость и законность» во главе с М.Ю.Абдылдаевым («Ата-Журт»).
Судебная власть
Согласно Конституции КР судебная власть в Киргизской Республике осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства. Судебная система КР устанавливается Конституцией и законами, состоит из Верховного суда и местных судов. В составе Верховного суда действует Конституционная палата.
Верховный суд является высшим судебных органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам и осуществляет пересмотр судебных актов местных судов по обращениям участников судебного процесса в порядке, определяемом законом. Пленум Верховного суда дает разъяснения по вопросам судебной практики. Акты Верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Конституционная палата Верховного суда является органом, осуществляющим конституционный контроль. Конституционная палата:
- признаёт неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции;
- даёт заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей который является Киргизская Республика;
- даёт заключения к проекту закона об изменениях в действующую Конституцию КР.
В настоящее время в республике продолжается запущенный после принятия новой Конституции процесс реформирования судебной системы.
История и культура
(18.12.2008) Расположенный на Великом Шёлковом пути, Кыргызстан стал пересечением торговых и культурных традиций между Китаем, Ираном, Индией, Аравийским морем и западным миром и, соответственно, домом для представителей более 80 этнических групп.
Жизнь в дикой природе, среди снежных гор, быстрых рек и цветущих долин, сформировала характер и тонкий художественный вкус киргизского народа. Декоративно-прикладное искусство отшлифовывалось веками и тесно связано с требованиями кочевого образа жизни. Киргизы стали признанными мастерами во многих художественных ремеслах, например, в изготовлении войлочных ковров с характерным орнаментом и других изделий из войлока; плетеных циновок из чия (степное растение) с замысловатым орнаментом; красочных ритуальных текстильных изделий, вышивок на коже, войлоке, шерсти, шелке, хлопчатобумажных тканях, художественных изделий из металла, шерсти и шелка. Кроме того, киргизы развили особую технику изготовления ювелирных изделий из серебра и смогли сохранить ее и до наших дней.
Эпос “Манас”. Особое место в культуре киргизского народа занимает великий эпос «Манас». Главный персонаж эпоса, Манас, – народный герой, олицетворяющий силу, свободу и единство киргизского народа. Устные легенды о Манасе передавались из поколения в поколение в течение многих веков, сформировав, в конечном итоге, эпос, содержащий более 500 000 стихотворных строчек. «Манас» признан самым большим эпическим произведением в мире. Эпос, в котором нашли отражение события реальной жизни киргизов, исполняется манасчи – сказителями, почитаемыми и уважаемыми в народе людьми.
Более того, «Манас» служит своеобразным сводом традиционных законов и положений, регулирующих жизнь киргизского народа. Отдельные положения эпоса послужили основой для формирования национальной идеологии единства на современном этапе развития страны.
Традиции велят киргизам угощать и одаривать каждого гостя, зашедшего в дом. Если киргиз не предложит гостю угощения, это будет считаться кровным оскорблением. И наоборот, если гость откажется от угощения, даже не выпьет пиалу чая, он обидит хозяина. Этот обычай настолько прижился, что стал широко распространенным не только среди киргизов, но и среди представителей других национальностей, живущих в Киргизской Республике.
Очень популярны в современном Кыргызстане и другие древние традиции – например, праздник по поводу рождения ребенка «Джентек-той» или другое радостное событие «Тушоо Кесуу» («Обрезание пут») – пир по случаю первой годовщины ребенка. А кыргызский праздник весны и обновления природы «Нооруз» отмечается всем народом страны, вне зависимости от религиозной и национальной принадлежности.
История и культура Киргизской Республики многообразны и многолики, как и сам народ этой страны, объединивший представителей более 80 этнических групп. На территории Киргизской Республики сохранились памятники давно минувших эпох и времен – пещерные стоянки первобытного человека, уникальные рунические надписи на валунах, удивительные наскальные рисунки и каменные изваяния, остатки античных поселений и средневековые крепости. Киргизы считаются одним из древнейших этносов на земле. Первые письменные упоминания о киргизском народе встречаются в китайских источниках, датированных 201 годом до нашей эры. Долгое время киргизы были практически единственными обитателями Южной Сибири и Средней Азии. Но из-за того, что киргизская письменность сформировалась только к концу 19 века нашей эры, все письменные упоминания об этносе встречаются только в китайских, иранских, тюркских и арабских источниках.
Основополагающие принципы государственности киргизский народ создал еще в конце первого тысячелетия до н.э. во времена расцвета могучей кочевой державы гуннов. Позднее источники указывали о расцвете государства енисейских киргизов. Великодержавие киргизского народа не было продолжительным. В XX веке н.э. киргизы контролировали только Алтай, Джунгарию и часть Восточного Туркестана. В XIII веке государство киргизов на Енисее прекратило своё существование, а киргизы растворились среди других тюркских племен.
Государственность киргизов возродилась в двадцатом веке, после того, как территория, на которой проживали киргизы, вошла сначала в состав Российской империи (1864-1876 гг.), а позднее как автономная область в состав Туркестанской АССР (1918 г). Затем статус киргизского народа оформился в виде автономной (1924 год) и, наконец, союзной республики в составе СССР (1936 год). И только в 1991 году появилась Киргизская Республика, во многом переориентированная с русской цивилизации, «цивилизации суши» на англосаксонскую цивилизацию, «цивилизацию моря» (атлантическую).
Через нынешнюю территорию Киргизии проходила значительная часть Великого Шёлкового пути. Известно, что когда-то западный мир не подозревал о существовании такой страны, как Китай. Горные хребты Тянь-Шаня, Гималаев и Памира, безводные пустыни разделили Евразию на два разных культурных мира. Только во II веке до н.э. китайский путешественник Чжань-Цань смог пересечь горные перевалы и достичь Согда, Северного Афганистана и других стран. По возвращению в Китай Чжань-Цань поведал о чудесах и богатствах стран, лежащих на западе. Вскоре по пути, проторенному путешественником, потянулись караваны с товарами. Большая часть маршрута пролегала через территорию современной Киргизии, которая стала мостом, связующим Запад и Восток, и важнейшей частью Великого Шёлкового пути. (Источник: «АзияУниверсалБанком», цит. по сайту Посольства Киргизии в Российской Федерации, добавлена собственная информация.)
Общественно-политические объединения
Согласно Конституции КР судебная власть в Киргизской Республике осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства. Судебная система КР устанавливается Конституцией и законами, состоит из Верховного суда и местных судов. В составе Верховного суда действует Конституционная палата.
Верховный суд является высшим судебных органом по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам и осуществляет пересмотр судебных актов местных судов по обращениям участников судебного процесса в порядке, определяемом законом. Пленум Верховного суда дает разъяснения по вопросам судебной практики. Акты Верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Конституционная палата Верховного суда является органом, осуществляющим конституционный контроль. Конституционная палата:
- признаёт неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции;
- даёт заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей который является Киргизская Республика;
- даёт заключения к проекту закона об изменениях в действующую Конституцию КР.
В настоящее время в республике продолжается запущенный после принятия новой Конституции процесс реформирования судебной системы.
Внешняя политика Киргизии
Разделяя концепцию многополярного мира, Киргизия строит свою внешнюю политику на основе многовекторности, традиционно практикуя в развитии международных связей прагматичные подходы, отражающие ключевые национальные интересы республики, выступает за всестороннее развитие системы международных отношений на основе равноправного, партнерского политического и экономического диалога между странами.
Киргизия – член 92 международных организаций, в т.ч. ООН (с 1992 г.), ОБСЕ (с 1992 г.), ОИК (с 1992 г.), ВТО (с 1998 г.), СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, МВФ, МБРР, ЕБРР, Исламского и Азиатского банков развития.
Киргизская Республика поддерживает дипломатические отношения с 114 государствами мира. В столице страны г. Бишкеке располагается 20 дипломатических представительств (посольство) зарубежных стран, включая Представительство Европейского Союза, а также ряда международных организаций. За рубежом действует 29 дипломатических представительств Киргизии, в том числе четыре генеральных консульства.
Экономика и внешнеэкономические связи Киргизии
Киргизия – аграрно-индустриальная страна. Сельское хозяйство является ведущей отраслью экономики, в нем создается до половины ВВП и занято более половины трудоспособного населения республики. Основу отрасли составляют животноводство, развиты растениеводство, выращивание хлопка и технических культур.
Основные отрасли промышленности – гидроэнергетика, добыча золота и редких металлов, машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов.
По итогам 2011 года валовой внутренний продукт составил 5,9 млрд. долл. США и вырос на 5,7% по сравнению с 2010 годом. Объем промышленной продукции вырос за год на 11,9%. Рост в аграрном секторе составил 2,3%.
Уровень инфляции в 2011 году по официальным данным, составил 5,7%, по неофициальным – 30%.
Объём внешнеторгового оборота (импорт из 112 стран, экспорт в 70 стран), включая неорганизованную торговлю, составил в 2011 году 6,6 млн.долл. США (вырос на 35,4% с 2010 года). Экспорт – 2,4 млрд. долл. (рост на 30,2%), импорт – 4,2 млрд.долл.США (увеличение на 38,7%). Основные торговые партнеры Киргизии – Россия, Казахстан, США, Китай, Узбекистан, Таджикистан.
Размер внешнего долга Киргизии составляет 2,8 млрд. долл. Основными кредиторами КР являются МВФ, ВБ, ЕБРР, Россия, Япония, Турция, Германия.
Национальная денежная единица Киргизии – сом, введена в обращение в 1993 году. 1 сом равен 100 тыйынам. По состоянию на февраль 2012 года один долл.США равнялся 46,66 сомам, а за 1 рубль РФ давали 1,55 сома.
Информация об итогах социально-экономического развития Киргизской Республики за январь-сентябрь 2011 года
Основные макроэкономические параметры
Основным результатом деятельности Правительства Кыргызской Республики за январь-сентябрь 2011 года стал выход на устойчивые темпы экономического роста на фоне улучшения параметров макроэкономической стабильности и снижения внутриполитической напряжённости в стране.
При этом, показатели развития секторов, формирующих производство ВВП, за январь-сентябрь 2011 года в целом превысили прогнозные данные за счет значимого роста промышленного производства, строительства и устойчивых темпов роста сектора услуг. Только темпы роста сельского хозяйства сложились на уровне 102,5 % и не достигли прогнозируемого уровня на 1,3 процентных пункта. Реальный рост ВВП сложился выше прогнозируемого на этот период показателя на 2 процентных пункта.
За январь-сентябрь 2011 года объём валового внутреннего продукта (ВВП) сложился на уровне 189,3 млрд. сомов с реальным темпом роста 108,7 %, против 98,8 %, сложившегося в январе-сентябре 2010 года.
Без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» реальный рост ВВП составил 106,8 %, в то время как за аналогичный период 2010 года данный показатель составлял 97,7 %. Дефлятор ВВП, по предварительным данным, сложился на уровне 18,6 % против 6,6 % в январе-сентябре 2010 г.
Основными секторами, повлиявшими на достижение высоких темпов экономического роста, стали: промышленность и сфера услуг, кумулятивный удельный вес которых составил 63,9%, а суммарный вклад 6,82 процентных пункта. Суммарный вклад сельского хозяйства и строительства оказался невысоким и составил 0,92 процентных пункта.
Основными факторами, повлиявшими на улучшение экономической ситуации в стране, стали:
Внешние:
Благоприятные факторы:
- устойчивый экономический рост в странах, основных торговых партнёрах Кыргызской Республики (Россия – 4%, Казахстан – 7 %, Китай – 9,3 %);
- рост цен на золото на уровне 1326 – 1760,0 долл. за 1 унцию (январь – сентябрь 2011 г.);
- отмена экспортных пошлин на нефтепродукты, поставляемые в Кыргызстан, со стороны России;
- умеренные показатели инфляции (5-8 %) в странах – основных торговых партнерах (Россия, Казахстан).
Неблагоприятные факторы:
- рост мировых цен на нефтепродукты на 20,1 % (с 91,58 до 110 долл. США за баррель (BRENT) привел к удорожанию стоимости импорта;
- зависимость внутреннего рынка от импорта продовольственной группы товаров (мука, растительное масло, сахар, крупы и.т.д.).
Внутренние:
Благоприятные факторы:
- налоговые преференции для субъектов предпринимательства, включая облегчение и упрощение налогообложения швейной и текстильной отраслей;
- освобождение от НДС: специализированных товаров для строительства и реконструкции стекловаренной печи и поставок и экспорта золотого и серебряного сплавов, аффинированного золото и серебра;
- внесение ОсОО Майлуу-Сууйский электроламповый завод» в Перечень облагаемых субъектов;
- реструктуризация кредиторских задолженностей предприятий (ОАО «Касиет», ОАО «Ак-Тилек», Завод «Достук»);
- упрощение условий ведения бизнеса через сокращение проверок, количества лицензий и других мер государственного регулирования в целях коррупции и теневой экономики;
- рост кредитов в экономику;
- рост притока инвестиций в обрабатывающую и горнодобывающую промышленность.
Неблагоприятные факторы:
- высокие процентные ставки по кредитам для развития бизнеса (21,43 % – средневзвешенная процентная ставка);
- природно-климатический фактор, который оказал негативное воздействие на развитие агропромышленного комплекса.
Инфляция
Индекс потребительских цен (далее ИПЦ), характеризующий уровень инфляции за январь-сентябрь 2011 года (к декабрю 2010 года) составил 104,4 %, тогда как за аналогичный период 2010 года ИПЦ составлял 110,3 %. Среднегодовое значение инфляции составило 120,0 % (январь-сентябрь к соответствующему периоду 2010 года).
Данный уровень инфляции сложился, в основном, под влиянием замедления прироста цен на продовольственные товары, доля которых в общей потребительской корзине составляет примерно 47 процентов.
Плодоовощная продукция в январе-сентябре 2011 года под влиянием сезонных колебаний подешевела на 29,3 % (фрукты на 23,3 % и овощи на 31,5 %).
За сентябрь 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года цена на сахар и кондитерские изделия снизилась на 9,13 %, хотя за январь-сентябрь 2011 года рост цен на эту группу товаров составил 11,35 %.
Индекс цен на «Пищевые продукты и безалкогольные напитки» в сентябре 2011 года понизился на 3,24 %. Влияние на формирование цен в данной группе товаров оказали снижение цен на пшеницу и продукты ее переработки. Так, группа «хлебобулочные изделия и крупы» подешевела в сентябре 2011 года на 4,62 %, в том числе, мука пшеничная высшего и первого сортов – на 7,47 и 8,07 % соответственно.
Наряду с этим, в сентябре 2011 года отмечено повышение цен на «Молочные изделия, сыр и яйца» на 4,20 % (при этом за январь-сентябрь 2011 года по сравнению с декабрем 2010 г. данный показатель снизился на 2,43 %).
Прирост цен на мясо в сентябре 2011 года составил 2,3 % (за январь-сентябрь 2011 года подорожало на 24 %, в январе-сентябре 2010 года – на 14,8 %). Согласно информации Государственного агентства антимонопольного регулирования КР повышение цен на мясо (баранина, говядина) носит сезонный характер, а также обусловлено сокращением предложения на рынке, вследствие увеличения экспорта в соседние страны. За январь-сентябрь цены по товарной группе «масла и жиры» на внутреннем рынке остались на прежнем уровне и составили 5,4 %.
Цены на «Алкогольную и табачную продукцию» в январе-сентябре 2011 года повысились на 6,0 % (алкогольные повысились на 5,52 %, табачные изделия – на 7,4 %), в январе-сентябре 2010 года повысились на – 7,83 %.
За январь-сентябрь 2011 года (к декабрю 2010 года) «Непродовольственные товары» подорожали на 5,5 % (за аналогичный период 2010 года данный показатель подорожал на 8,1 %), что произошло за счет удорожания группы «одежда и обувь» на 10 %, «материалы для изготовления одежды» – на 8,7 %, «мебель и напольное покрытие» – на 12,1 %, «предметы домашнего обихода» на 8,3 %.
По итогам января-сентября 2011 года к декабрю 2010 года, цены на горюче-смазочные материалы снизились на 3,26 % (при этом, дизельное топливо подорожало на 1,11 %, в то время как бензин подешевел на 2,93 %).
За январь – сентябрь 2011 года к декабрю 2010 года цены на «Услуги населению» повысились на 9,6 % (за сентябрь 2011 года данный показатель повысился на 3,0 %). Наибольший вклад в рост общего уровня цен внесло удорожание услуг «ресторанов и гостиниц» на 12,61 %. Отмечался рост цен на услуги «здравоохранения» (+7,55 %) и «образования» (+13,00 %).
С начала текущего года рост цен отмечен во всех регионах республики. Наибольшее их повышение цен наблюдалось в Нарынской (108,4 %) и Таласской (107,6 %) областях.
Уровень инфляции в конце 2011 года ожидается в пределах 113,1 % (к декабрю предыдущего года). Основными факторами, которые будут оказывать влияние на рост потребительских цен, являются немонетарные факторы:
(а) рост цен на продовольствие на внутреннем рынке Кыргызской Республики;
(б) зависимость внутреннего рынка хлебопродуктов от импорта зерна и муки в России и Казахстане;
(в) зависимость внутреннего рынка растительного масла от импорта в Украине, России, Казахстане (правительство Казахстана запретило экспорт растительного масла до 29 января 2012 года);
(г) умеренный рост цен на ГСМ.
На уровень инфляции будут оказывать давление также монетарные факторы, обусловленные высокими расходами бюджета, а также расходы, связанные с проведением предвыборных кампаний, что окажет влияния на цены на внутреннем рынке.
Инфляция в странах – основных торговых партнёрах – сформировалась следующим образом (к декабрю 2010 г.): Казахстан – 8,27 %, Россия – 4,67 %, Китай -6,10 %, Еврозона – 3,00 %, Узбекистан – 3,6 %, мир- 3,0 %.
Развитие реального сектора
Промышленность
В январе-сентябре 2011 года промышленными предприятиями произведено продукции на сумму 119,3 млрд.сомов, реальный рост по сравнению с соответствующим периодом 2010 года составил 125,4 %. Без учета предприятий по разработке месторождения ”Кумтор” – 53,2 млрд.сомов и реальный рост составил 121,4 %.
Фактический темп роста производства промышленности превысил прогнозируемый уровень на 12,7 процентных пункта (112,7 %).
Положительный вклад в формирование ВВП со стороны промышленного производства является весомым и оценивается на уровне 4,6 процентных пункта, включая предприятия по разработке месторождения “Кумтор”, вклад которого в ВВП оценивается на уровне 2,44 процентных пункта.
Основной вклад в объём промышленного производства традиционно внесен Иссык-Кульской (27,8 %), Чуйской (40,1 %) областями и г. Бишкек (17,2 %), доля которых по итогам 9месяцев составила 85,1 %.
Рост объемов производства промышленной продукции обусловлено увеличением объемов производства во всех секторах отрасли: производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 22,4 %, обрабатывающей промышленности – на 26,1 %, горнодобывающей промышленности – на 21,3 %.
В структуре промышленного производства, Кумтор, по-прежнему занимает “львиную” долю (47,3 %) и в отчётном периоде его влияние оказалось существенным за счёт реального прироста производства на 30,4 %.
В январе-сентябре 2011 года в обрабатывающей промышленности (уд.вес 82,8 % в объеме промышленного производства) рост обеспечен за счет увеличения объемов производства в текстильном и швейном производстве (в 1,7 раза), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий на 30,0 %.
Основной объём в сфере обрабатывающей промышленности за отчётный период производился предприятиями металлургического производства и производства готовых металлических изделий с удельным весом – 57,0 % в общем объеме промышленности, где преобладают объемы подотрасли металлургическое производство (99,0 %).
В металлургическом производстве за январь-сентябрь 2011 года добыто золота 14186,0 кг.Для справки: ЗАО «Кумтор Голд Компани» за январь-сентябрь 2011 г. добыто золото 13824,3 кг на сумму 31431,2 млн. сомов, с темпом 177,0 % к объему января-сентября 2010 г. За январь-сентябрь 2011 г. золотодобывающими предприятиями ОАО «Кыргызалтын», с учетом Аффинажного завода, произведена продукция на сумму 35687,1 млн. сомов, с темпом 136,7 % к соответствующему периоду 2010 г.
В обработке древесины и производства изделий из дерева рост на 10,8 % достигнут за счет увеличения спроса на изделия из дерева.
В целлюлозно-бумажном производстве и издательской деятельности рост на 13,5 % достигнут за счет увеличения производства бумаги и картона на 21,4 % на предприятиях ОсОО “Алтын-Ажыдаар” (173,6 %) и ЗАО “Эфес плюс” (в 2,6 р.), а также за счет издательской и полиграфической деятельности АООТ “Учкун” (112,8 %), ОсОО “Magic box company” (120,9 %), ОсОО “Kirlend” (134,3 %), ОсОО “Компьютер Пресс” (127,6 %).
В производстве резиновых и пластмассовых изделий рост на 20,2 % обеспечен за счет увеличения выпуска пластиковых бутылок , удельный вес которых по данному производству составляет около 40 %. Кроме того, в достаточном объеме было обеспечено заказами на производство изделий из пластмасс строительного назначения: двери, окна (118,8 %) а также трубы, шланги и пр. (109,0 %).
Рост производства строительных материалов возрос на 28,8 % и связан с активизацией цементного производства, занимающего наибольший удельный вес по отрасли (порядка 60,0 %). Темп роста по цементу составил 135,2 % (ОАО «КЦЗ» -108,4 %, ОсОО «ЮКСМ» – 105,9 %, ЗАО «ЮКЦ» – 553,7 %);
Рост производства транспортных средств и оборудования в 2,1 раза достигнут за счет увеличения выпуска радиаторов на ОсОО «Автомаш-радиатор». Основным потребителем данной продукции является Российская Федерация.
Вместе с тем следует отметить, что в отдельных отраслях наблюдается снижение объемов производства, в таких как, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак (98,2 %); производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (79,9 %); производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (70,5 %), химическое производство (98,5 %) и производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (83,1 %).
В горнодобывающей промышленности (уд.вес 2,2 % в объеме промышленного производства) реальный рост на 21,3 % обеспечен за счет увеличения объемов добычи каменного угля, лигнита и торфа на 53,7 %, золотосодержащих концентратов – в 9,4 раза, каменной соли – в 1,9 раза, каменного угля и лигнита – в 1,5 раза, сланца – в 1,6 раза, природного газа – на 23,8 %.
В угледобывающей отрасли было добыто 431,1 тыс.тонн угля с ростом в 1,5 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
В нефтегазодобывающей отрасли добыто 63,0 тыс.тонн нефти с реальным ростом 101,6 % и 17,7 млн.м3 природного газа с реальным ростом 123,7 %.
В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (уд.вес 15,0 % в объеме промышленного производства) за январь – сентябрь 2011 года объем продукции составил 17,9 млрд.сомов, с реальным ростом на 22,4 %, превысившего прогнозируемый уровень на 0,9 %.
Выработка электроэнергии за январь-сентябрь 2011 г. составила 10649,1 млн.кВтч и выросла на 27,6 % по сравнению с соответствующим периодом 2010 г., что больше на 2305,4 млн.кВтч.
Потери электроэнергии составили 1317,1 млн.кВтч или 19,4 % от поступления, что меньше на 5,7 % к уровню соответствующего периода 2010 г.
По оперативным данным экспорт электроэнергии (в Республику Казахстан) составил 2 125,2 (или на 1 025,2 млн. кВтч больше факта прошлого года), в том числе 299,9 млн.кВтч в сети АО “KEGOC” и 1825,2 млн.кВтч по договорам с казахстанскими компаниями. Экспорт электроэнергии в КНР составил оперативно 0,864 млн.кВтч (или на 0,065 млн.кВтч больше факта прошлого года).
Объём выработанной тепловой энергии за январь-сентябрь 2011 года составил 1942,0 тыс. Гкал и реально вырос на 4,0 %.
Сбор платежей за электроэнергию составил 4658,9 млн.сом, что больше на 447,7 млн.сомов, чем за соответствующий период 2010 г. Для улучшения уровня сборов платежей в настоящее время реализуется пилотный проект по установке электросчетчиков с картой предоплаты.
По оперативным данным поступление природного газа за январь-сентябрь 2011 года в Кыргызскую Республику составило 214,3 млн. м3 газа, что на 19,7 млн.м3 или на 10,1 % больше аналогичного периода 2010 года (194,6 млн. м3).
Общие потери природного газа по сравнению с аналогичным периодом 2010 года были снижены на 2,6 млн.м3 (6,0 %) и составили 37,4 млн.м3 (17,4 %) от объема поступившего газа.
Сбор платежей за отпущенный природный газ составил 2 916,2 млн.сомов и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличился на 31,9 % и составил 103,8 % от товарной продукции.
Обеспечение энергетической безопасности. Для обеспечения энергетической безопасности страны и увеличения выработки электроэнергии проводится следующие мероприятия:
- продолжается работа по проекту строительства подстанции 500/220 кВ «Датка» и ВЛ 220 кВ Юга Кыргызстана, и ВЛ 500 киловольт «Датка-Кемин» с подстанцией «Кемин»;
Для справки: подписано соглашение с КНР 23.02.11. на 208 млн.долл.США из средств Правительства КНР в рамках льготного кредитования для стран- членов –ШОС. Срок строительства проекта 18 месяцев (1,5 года). Кредит выдан Эксимбанком КНР, строительство осуществляет китайская компания «ТВЕА». Торжественная церемония закладки памятной капсулы на месте строительства подстанции 500 кВ «Датка» прошла 28 июля 2011 года. Между ОАО «НЭС Кыргызстана» и компанией «ТВЕА» 14 сентября 2011 года подписан протокол переговоров о расширении сотрудничества по реализации проекта «Строительство ЛЭП 500 КВ «Датка-Кемин» и ПС 500 кВ «Кемин».
- для завершения строительства ЛЭП 110 кВ “Айгульташ-Самат” длиной 140 км в конце 2011 года (стоимость проекта – 11,89 млн.долл.США), в целях обеспечения независимости Баткенской области от энергосистемы Таджикистана, идет активная работа по переговорам с таджикской стороной по вопросу демаркации границ.
Для справки: В настоящее время подготовлено полотно дороги к опорам ВЛ110 кВ общей протяженностью-126,8 км, подготовлены котлованы для 411 опор (в районе между с.Кара-Булак и г.Исфана). Общая численность опор-468, залиты фундаменты для 370 опор, бетонные работы ведутся на территории Тогуз – Булакского а/о;
- в рамках совместного предприятия ЗАО «Камбаратинская ГЭС-1», ОАО «Электрические станции» и ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» продолжается работа по реализации проекта строительства Камбаратинской ГЭС-1;
- для увеличения экспорта электроэнергии и увеличения числа стран экспортеров предусматривается реализация проекта «САSА – 1000», согласно которому экспорт электроэнергии планируется по схеме Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Пакистан.
Для справки: Общая протяженность линии 500 кВ проекта составляет 1 342 км. От ПС «Датка» до ПС «Худжанд» составляет 477 км, по территории Киргизской Республики 457 км. Общая стоимость проекта, включая непредвиденные расходы и проценты, начисляемые в ходе строительства, составляет 953 млн .долл. США, а доля, выпадающая на Киргизскую Республику, составляет 196 млн. долл. США. Подписан Меморандум о взаимопонимании относительно развития проекта передачи электроэнергии «CASA-1000» и дальнейшего развития регионального рынка электроэнергии Центральной Азии – Южной Азии (CASAREM).
В целях анализа системы управления в энергетическом секторе, улучшения операционного и финансового состояния энергетических компаний и отрасли в целом, проводится финансовый и управленческий аудит в энергетических компаниях межведомственной рабочей группой совместно с компанией ТЕТРА ТЕК.
Для справки: представлены общественности результаты первой фазы независимого аудита управленческой деятельности 6-ти крупнейших энергокомпаний, проведенного компанией Tetra Tech расследование фактов злоупотреблений, допущенных руководством подведомственных предприятий АО «Северэлектро» во взаимоотношениях с потребителями (приписки при выставлении счетов на оплату, формирование фиктивной дебиторской задолженности, превышение служебных полномочий).
В целях снижения уровня коммерческих и технических потерь, совершенствования механизма контроля за уровнем снижения коммерческих и технических потерь, совместно с Азиатским Банком Развития реализуется проект по установке цифровых приборов оптового учета и оборудования автоматизированного получения и накопления данных на существующих сетевых подстанциях для измерения входа/выхода между НЭСК, генерирующими компаниями, распределительными компаниями и импортными/экспортными пунктами, а также на уровне крупных промышленных потребителей.
Аграрный сектор
Валовой выпуск продукции сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в январе – сентябре 2011 г. составил 109,8 млрд.сомов с реальным ростом 102,5 %, в том числе, по растениеводству – 104,1 % (59,1 млрд. сомов), по животноводству - 100,7 % (48,7 млрд. сомов). Увеличение темпов валового выпуска продукции сельского хозяйства в январе-сентябре т.г. обусловлено ростом объемов продукции растениеводства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 4,1 %.
В разрезе областей республики основную долю в объеме валового выпуска продукции сельского хозяйства занимают Чуйская область (26,7 %), Джалал-Абадская область (19,2 %) и Ошская область (18,5 %).
Положительный вклад в формирование ВВП со стороны сельского хозяйства оценивается на уровне 0,5 процентных пункта,
При этом, фактический объем производства сельского хозяйства не достиг прогнозируемого уровня за январь-сентябрь 2011 г. (103,8 %) на 1,3 %. Основными причинами стали погодно-климатические и финансовые условия, которые заметно сказались на урожайности и валовом сборе сельскохозяйственных культур.
Одной из причин стало существенное повышение цен на завозимые в республику и не производимые внутри нее минеральные удобрения. В результате подкормленная площадь наиболее урожайной зерновой продовольственной культуры – озимой пшеницей сократилась по сравнению с предыдущим годом на 10 %.
Кроме того, в период с 15 апреля по 15 мая 2011 года практически на всей территории Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областей была засуха, отразившаяся на ходе вегетации посевов сельскохозяйственных культур, из которых особенно пострадали посевы пшеницы и ячменя.
А также, сказались и последствия природных стихийных бедствий, особенно прошедших селей. В том числе, в апреле на территории Аксыйского, Ала-Букинского Базар-Коргонского районов Далал-Абадской обласи, а в мае- на территории Баткенского и Лейлекского районов Баткенской области, Кара-Бууринского района Таласской области и Тонского района Иссык-Кульской области. Они практически вызвали локальные повреждения посевов практически всех сельскохозяйственных культур, возделываемых в этих районах.
Растениеводство. По оперативным данным на 4 октября т.г, в целом по республике всего зерновых колосовых культур убрано с площади 492,2 тыс.га из подлежащих к уборке 501,8 тыс.га, или 98,1 %, что на 20,9 тыс.га больше прошлогоднего. Средняя урожайность составила 23,1 ц\га, что соответствует уровню 2010 года. А валовой сбор составил 1137,7 тыс.тонн, что больше на 49,2 тыс.тонн.
Из зерновых колосовых культур – пшеницы убрано 370,0 тыс.га или на 4,7 % больше прошлогоднего. Средняя урожайность составила 23,7 ц\га против 23,9 ц\га – в 2010 г. году, или на 0,2 ц\га меньше.
Снижение урожайности пшеницы вызвано весенне-летней засухой в южных областях республики; уменьшением подкормки озимой пшеницы на 10 %, чем прошлом году в результате резкого подорожания минеральных удобрений. Снижение урожайности произошло в Таласской области на 1,8 ц/га; Ошской- на 1,7 ц/га; Джалал- Абадской – на 3,4 ц/га и Баткенской области – на 6,6 ц\га снижены урожайности.
Только в Чуйской и Нарынской областях фактическая урожайность сложилось выше на 2,5 ц/га и на 0,6 ц\га. соответственно.
Обеспеченность сельскохозяйственной техникой горюче-смазочными материалами. На 4 октября 2011 г.отремонтировано: 17724 единицы тракторов, или 78 % к наличию; 5448 единиц плугов тракторных, или 75 %; 7289 единиц тракторных прицепов, или 77 %; 17346 борон зубовых, или 82 %; 2012 сеялок, или 73 %; 450 планировщиков, или 86 %.
Правительство Киргизской Республики, успешно проведя переговоры, обеспечило прибытие в республику в конце июня текущего года 265 единиц новых китайских тракторов марки УТО-904 на сумму 30,0 млн. юаней.
Потребность для проведения уборочных работ в дизельном топливе в целом по республике составляет 42,4 тыс.тонн. Благодаря нефтетрейдерам республики уборочная кампания была обеспечена ГСМ в полном объеме.
По состоянию на конец 3 квартала 2011 года дизельного топлива завезено 6,5 тыс.тонн или 42,8 % от потребности. Средняя цена дизельного топлива по республике составляет 37,7 сом за один литр. Самая высокая цена по сравнению с другими областями держится в Баткенской области 43,1 сом за один литр, самая низкая в Таласской области на уровне 34 сома за один литр.
Обеспеченность минеральными удобрениями. По итогам 3 квартала 2011 г. в республику завезено 106,5 тыс. тонн, что на 17,6 тыс. тонн больше прошлого года. Поставщики планируют в сентябре 2011 года завезти до 10,0 тыс. тонн минеральных удобрений.
В данное время цена аммиачной селитры узбекского производства на юге составляет 15-16 сом/кг, на севере – 21,5 сом/кг российского производства.
Проектом Турецкого Красного Полумесяца в мае т.г. был проведен тендер на закупку 1000 тонн азотных минеральных удобрений на сумму 550,0 тыс.долл. США, которые в июне т.г. были розданы безвозмездно хлопкоробам Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областей для подкормки посевов хлопчатника.
Животноводство. На 1 октября 2011 года хозяйствующими субъектами всех категорий республики произведено 247,8 тыс. тонн мяса в живой массе, что на 2251 тонн или на 0,9 % больше соответствующего периода прошлого года. Увеличение производства мяса произошло в основном за счет увеличения поголовья крупного рогатого скота на 20,7 тыс. голов, овец и коз на 222,1 тыс. голов, лошадей на 5,5 тыс. голов и домашней птицы на 214,1 тыс. голов. Следует отметить, что все области республики произвели мяса не ниже прошлогоднего уровня.
За январь-сентябрь 2011 года производство молока в республике составило 1068,0 тыс. тонн, или на 0,2 % (2559 тонн) меньше соответствующего периода прошлого года. Основными причинами явилось уменьшение поголовья коров и снижение продуктивности коров по удою молока.
За отчетный период текущего года в республике произведено 311,9 млн. штук яиц, что на 17,5 млн. штук больше или составило 106,0 % к уровню соответствующего периода прошлого года.
Увеличено производства яиц во всех областях республики, кроме Баткенской и Таласской области. В Баткенской и Таласской областях уменьшено поголовье домашней птицы на 5,1 тыс. голов и 10,8 тыс. голов соответственно, что повлияло на показатель производства яиц.
Продовольственная обеспеченность внутреннего рынка. Уровень обеспеченности потребностей внутреннего продовольственного рынка основными продуктами питания без учета переходящих остатков составила:
- по хлебопродуктам – 181,5 %, картофелю – 341,1 %, молоку – 1126,6 %, мясу – 92,7 %, овощам – 166,3 %, маслу растительному – 20,8 %, сахару – 0,0 %, яйцу птицы – 117,0 %, плодам и ягодам – 144,3 %.
Обеспеченность за счет собственного производства составила:
- по хлебопродуктам – 256,7 %, картофелю – 342,3 %, молоку – 136,9 %, мясу – 55,4 %, овощам – 208,0 %, маслу растительному – 25,1 %, сахару – 0 %, яйцу птицы – 49,0 %, плодам и ягодам – 33,8 %.
Потребности внутреннего рынка в сахаре, плодах и ягодах, яйцах, масле растительном и мясе (в основном мясо птицы и свинина) в значительном объеме удовлетворяются за счет импорта.
В целях поддержки сельских товаропроизводителей Правительством республики была оказана государственная поддержка крестьянам и фермерам материально-техническими средствами и денежными кредитами. По состоянию на 4.08.2011 года сельским товаропроизводителям республики для проведения весенне-полевых работ текущего года всего было выдано 4727 кредита по проекту «Доступные кредиты фермерам» на сумму 565,1 млн. сомов.
Донорскими организациями оказана поддержка посевным и посадочным материалом сельскохозяйственных культур, позволившая засеять на 39,0 тыс.га больше посевных площадей чем в 2010 года.
В результате проведенной работы Правительством республики по оказанию донорской и государственной поддержки сельские товаропроизводители весной были полностью обеспечены семенным и посадочным материалами сельскохозяйственных культур.
Строительство
В строительном комплексе отмечается увеличение объемов капитальных вложений. За январь – сентябрь 2011 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 31,0 млрд.сомов и увеличился на 5,0 % (105,0 %). Рост инвестиций в основной капитал, обеспечен за счет увеличения объемов строительства объектов горнодобывающей (0,5 %) и обрабатывающей промышленности (11,5 %), транспорта и связи (в 1,5 раза), жилищного строительства, строительства объектов сферы образования.
По сравнению с январем-сентябрем 2010 г. в 1,4 раза возросли объемы инвестиций в основной капитал за счет внешних источников финансирования и составили 9062,3 млн. сомов, при этом объемы внутренних источников за этот период сократились на 4,3 % и составили 21952,3 млн. сомов. Суммарная доля внутренних инвестиционных средств составила 70,8 % и внешних – 29,2 % от общего объема освоенных капитальных вложений.
Общий объём валовой продукции строительства в январе – сентябре 2011 г. составил 28,0 млрд.сомов и реально возрос на 8,6 %. Влияние строительного сектора на темпы экономического роста было положительным и вклад в формирование ВВП составил 0,42 %, удельный вес которого в структуре производства ВВП – 4,94 %.
Восстановление южного региона
Осуществляются работы по восстановлению объектов инфраструктуры и социально-культурного назначения в г. Ош, Ошской и Джалал-Абадской областях.
Согласно постановлению Правительства Киргизской Республики «О мерах по оказанию государственной помощи пострадавшим лицам в строительстве и восстановлении объектов на территории города Ош, Ошской и Джалал-Абадской областей» (в редакции постановления Правительства Кыргызской Республики от 6 апреля 2011 года № 140) от 17 августа 2010 года № 164, за счет средств республиканского бюджета на конец сентября 2011 года профинансировано 2201,5 млн. сомов, из них израсходовано 2089,2 млн. сомов, в том числе:
- на выдачу государственной помощи пострадавшим от пожаров семьям на сумму– 16275,0 тыс. сомов (беспроцентную льготную ссуду до 200 тысяч сомов получили 52 семьи на сумму 8525,0 тысяч сомов, безвозмездную помощь в размере 50 тысяч сомов получили 147 человека на сумму 7750,0 тысяч сомов);
- на выдачу государственной помощи в размере до 50 тысяч сомов пострадавшим от мародерства 506 семьям – 24650,9 тыс. сомов;
- на выдачу помощи 1967 субъектам предпринимательства 106 000,0 тыс. сомов, (безвозмездную помощь в размере 50 тысяч сомов получили 1967 человека на сумму 98350,0 тысяч сомов, беспроцентную льготную ссуду до 200 тысяч сомов получили 59 человек на сумму 8850,0 тысяч сомов);
- на строительство многоэтажных домов – 1566553,5 тыс. сомов;
- на восстановление и строительство объектов социально-культурного назначения, административных зданий – 181858,9 тыс. сомов;
- восстановление дорог и объектов инженерной инфраструктуры – 115872,8 тыс.сомов;
- проектно-изыскательские работы – 48508,5 тыс. сомов;
- прочие работы – 1256,6 тыс. сомов;
- содержание дирекции – 25182,0 тыс. сомов;
- софинансирование проекта АБР – 1826,9 тыс. сомов.
Государственной дирекцией по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад проведены переговоры с МЧС России по поставке строительных материалов и принято решение о предоставлении помощи в виде строительных материалов (распоряжение Правительства РФ от 29.03.2011 г. №528-р). К концу сентября текущего года поступило: 1071,6 м3 пилолеса, 1253 тн металла, 27 тн гвоздей, 283,7 тн профнастила, 41 панельно-каркасный сборный дом.
В настоящее время Государственная дирекция по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад ведет строительство 34 многоэтажных дома на 1576 квартир, в том числе: в городе Ош – 27 домов на 1272 квартир (впервые в южной столице строится шестнадцатиэтажный 126-квартирный жилой дом по ул.Салиевой), в Кара-Суйском районе 2 многоэтажных дома на 120 квартир, в г.Джалал-Абад – 3 дома на 160 квартир, в с. Базар-Коргон – 2 дома на 24 квартиры.
Из них завершены и заселены 8 многоэтажных домов на 287 квартир, в том числе: в городе Ош – 5 домов на 203 квартиры, в г.Джалал-Абад – 1 дом на 60 квартир, в с.Базар-Коргон – 16-квартирный и 8-квартирный жилой дом с административными помещениями для налоговой службы и архива Базар-Коргонского района на 1 этаже.
Завершено строительство и готовы к сдаче в эксплуатацию три жилых дома на 130 квартир в г.Ош.
До конца года планируется сдать 18 жилых домов на 855 квартир, в том числе:
- г. Ош – 14 домов на 635 квартир;
- г. Джалал-Абад – 2 дома на 100 квартир;
- Карасуйский район – 2 дома на 120 квартир.
В г. Ош на месте бывших разгромленных и сожженных в июньских событиях зданий завершено строительство:
- двухэтажного административного здания отдела безопасности дорожного движения УВД (ОБДД) (28859,7 тыс.сомов) по ул.Касымбекова, 30;
- складского помещения Ошского противочумного отделения по ул.Ш.Руставели,1 (1082,9 тыс.сомов).
В Кара-Суйском районе в с. Нариман начато строительство здания отделения милиции.
В Кара-Суйском районе завершено строительство двух средних школ и начат учебный процесс: в с.Ташлак им. Л.Толстого на 420 ученических мест (37843,7 тыс.сомов) (школа оборудована на 100 % при поддержке ЮНИСЕФ), в с.Жылкелди им.Т.Алымбекова на 520 ученических мест (оборудование школы будет поставлено при поддержке Правительства Японии) (41681,4 тыс.сомов).
В с. Арек с/о Жапалак г. Ош начато строительство школы им. Атабаева №35.
В мкр. Кулатова г.Ош начато строительство спортзала и мастерской спецшколы-интернат для слепых и слабовидящих детей.
Особое внимание уделено восстановлению объектов культурно-просветительского назначения, так как именно они будут способствовать межэтническому согласию, дружбе и толерантности, а стало быть, стабильности в республике.
В г. Ош завершён капитальный ремонт зданий Ошской областной филармонии им.Р. Абдыкадырова (стоимость работ – 2736,6 тыс.сомов), городского кинотеатра “Семетей” (стоимость работ -19633,2 тыс.сомов), завершен ремонт и продолжаются работы по благоустройству территории Узбекского драматического театра им.Бабура, продолжается капитальный ремонт Ошского Национального драматического театра им.С.Ибраимова.
Завершен капитальный ремонт здания Ошского областного Совета ветеранов (1883,3 тыс.сомов). Завершены ремонтно-восстановительные работы Мавзолея Курманжан Датки на кладбище Сары-Мазар в Шаркском айыльном округе Кара-Суйского района (сметная стоимость-1656,2 тыс.сомов).
Завершена реконструкция автодороги по улице им.Осмонова в с.Базар-Коргон Джалал-Абадской области, протяженностью 2,9 км, выполняется дорожная разметка (27995,2 тыс.сомов).
В городе Ош завершается реконструкция автодороги по улице Ак-Бууринская, начатая заказчиком – мэрией г.Ош в 2009 году, общая стоимость работ – 71084,1 тыс.сомов, из них 48340,6 тыс.сомов профинансирует Госдирекция.
Завершено строительство канализационного коллектора (1544,7 тыс.сомов), продолжается строительство подъездных дорог для вновь построенных многоэтажных домов в мкр. «Анар».
В городе Узген начато строительство объездной дороги, общей протяженностью 16 км. Проведен тендер на реконструкцию дороги по ул.Амир Темура (3,8 км), в результате которого определен подрядчик консорциум “Дорстрой” приступивший к строительству.
В настоящее время ведутся работы по освоению Каттасайского и Ачинского земельных массивов под многоэтажное и индивидуальное жилищное строительство на территории Кара-Суйского и Араванского районов Ошской области. Общая площадь для индивидуального жилищного строительства составляет 3667 га, в том числе Катта-Сайский массив – 1624 га, Ачинский массив – 2043 га. Кроме того, на территории Кызыл-Кыштакского а/о выделено 91 га. По 1 этапу предусмотрено освоение 500 га земель Катта-Сайского массива с выделением 4170 участков по 6 соток, население которого составит около 21 тыс. человек.
Для первоочередных мероприятий в 2011 году по освоению массивов из средств Специализированного фонда запланировано 27,0 млн.сомов, профинансировано в настоящее время 12,6 млн.сомов, а необходимо для 1 этапа по предварительным данным – 1443,1 млн.сомов. Для освоения двух массивов необходимо порядка 3,2 млрд.сомов.
По освоению Катта-Сайского массива завершены ремонтно-восстановительные работы временной подъездной дороги, протяженностью 4,1 км, ремонт здания и пуско-наладочные работы электросилового оборудования насосной станции массива, строительство электролинии ВЛ 10/0,38, строительство водовыпусков, гравировка автомобильной дороги и улиц внутри жилмассива, строительство сбросного сооружения «Катастрофический сброс на ПК 19+15 канала МК-1.
Ведутся проектно-изыскательские работы по обеспечению Катта-Сайского и Ачинского массивов объектами инженерной инфраструктуры, разрабатываются генеральные планы массивов.
Межведомственной комиссией уточняются списки граждан, претендующих на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, в настоящее время утвержден список на 10135 человек.
На участке Жапалак Катта-Сайского массива проведена разбивка земельных участков на площади 556 га, готовы для распределения 3820 участков, получили участки 3020 семей. На участке Араван выполнена топосъемка на площади 550 га, проведена разбивка земельных участков на площади 88 га, готовы для распределения 583 участка, получили участки 429 семей.
Сфера услуг
Валовой выпуск услуг сложился в объёме 149,0 млрд. сомов с темпом реального роста 105,4 %. Вклад в рост сферы услуг на 1,6 процентных пункта обеспечен со стороны торговли, где рост составил 5,0 %, а также услуг гостиниц и ресторанов (на 10,4 %), в сфере предоставления услуг транспорта и связи (на 11,4 %). При этом, темп реального роста в сфере услуг не достиг прогнозируемого показателя за январь-сентябрь 2011 года на 0,9 процентных пункта.
Наибольший вклад в рост оборота торговли оказала розничная торговля моторным топливом, вклад которой оценивается в 2,7 процентных пункта. Розничная и оптовая торговля, доля которых превышает 85%, оказали кумулятивный вклад в рост оборота торговли на 2,2 процентных пункта.
Стабилизация мировой экономики, рост импорта в республику потребительских товаров, политическая и макроэкономическая стабильность, положительные темпы роста экономики, устойчивость банковской системы, государственных финансов и роста денежных доходов населения (повышение пенсии, зарплаты учителям, медицинским работникам), способствовали росту внутренней торговли.
Вооружённые силы Киргизской Республики
В соответствии с Военной доктриной Киргизской Республики (утверждена Решением Совета безопасности КР в марте 2002 года) главной целью военного строительства является создание небольших, компактных и мобильных Вооружённых Сил, оснащенных современным вооружением, военной техникой, обеспеченных материальными средствами для ведения военных действий в условиях высокогорья, способных в короткие сроки гарантированно обеспечить защиту территориальной целостности, конституционного строя, суверенитета государства и его граждан.
Главнокомандующим Вооружёнными Силами является Президент Киргизской Республики. Центральным органом государственного управления Вооруженными Силами является Министерство обороны. Его Главный штаб - основной орган оперативного управления Вооруженными Силами.
Установлены двусторонние военные связи с многими странами мира. Республика участвует в военном сотрудничестве и обмене информацией в рамках СНГ и ОДКБ, осуществляет международное военное сотрудничество со странами Шанхайской организации сотрудничества и с НАТО в рамках программы "Партнёрство ради мира".
Органы местного самоуправления
Согласно Конституции КР местное самоуправление в Киргизской Республике осуществляется местными сообществами на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Систему местного самоуправления образуют: представительные органы местного самоуправления (местные кенеши) и исполнительные органы местного самоуправления (айыл окмоту, мэрии городов). Исполнительные органы местного самоуправления и их должностные лица в своей деятельности подотчетны местным кенешам.
Религия в Киргизии
На территории Киргизской Республики на начало 2012 г. было зарегистрировано около 2300 религиозных организаций, образовательных учреждений и объектов религиозного культа. Наибольшее количество из них относится к мусульманским (83 %) и христианским (15 %). Ислам суннитского толка наиболее распространен в южных областях и в сельской местности по всей стране. На севере Киргизии помимо ислама популярны также христианство и другие религии. Всего в стране действуют более 30 вероучений.
Наиболее крупными конфессиями среди христианских организаций являются православные, баптисты, пятидесятники, пресвитериане, Свидетели Иеговы.
В стране зарегистрированы 24 миссии зарубежных конфессий, 12 общин бахаи, по одной иудейской и буддистской общине. Зарегистрирована миссия Саентологической церкви, запрещенная в ряде государств.
В Киргизии действуют 10 мусульманских и 1 христианское высшее учебное заведение, а также 62 мусульманских и 16 христианских духовных образовательных учреждений, не относящихся к высшему теологическому образованию.
Деятельность религиозных организаций регулируется Законом «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» в его последней редакции от 2008 года. Структурным подразделением исполнительной власти по контролю над духовной сферой является Государственная комиссия по делам религии.
СМИ в Киргизии
В настоящее время в стране зарегистрированы более 1500 средств массовой информации.
К изданиям, имеющим наибольшие тиражи и размещающим материалы информационно-аналитического характера, можно отнести газеты «Вечерний Бишкек», «Слово Кыргызстана», «Моя столица – новости», «Дело №», «Общественный рейтинг», «Деловой Кыргызстан», «Кыргыз Туусу» и др.
Большинство печатных и электронных изданий выходят в столице страны – г.Бишкеке. В семи областях Киргизии функционируют местные телерадиокомпании, их материалы выпускаются на киргизском, русском и узбекском (в местах компактного проживания) языках.
Интернет-сегмент представляют свыше 20 агентств. В центральных регионах страны наиболее посещаемыми ресурсами являются местные информагентства «24 KG», «Кабар», «АКИ-пресс», «Вести.KG», «Komment.KG», «Gezitter.KG», «Парус KG.info», «Kloop.kg» и др.
Зарубежные СМИ представлены российскими, китайскими, корейскими, турецкими и узбекскими теле- и радиопрограммами.
Немногочисленные рейтинговые исследования, проводимые в республике, показывают, что лидирующие позиции в Киргизии сохраняют российские и местные русскоязычные СМИ. К ним относят телепрограммы ОРТ, ВГТРК («РТР-планета»), НТВ, МТРК «Мир» (теле - и радиопередачи); радиостанции «Эхо Москвы», «Голос России», «Вести FM»; региональные выпуски газет «Аргументы и факты», «Российской газеты», «Комсомольской правды», «Московского комсомольца».
Спорт и туризм в Киргизии
В республике культивируются около 50 видов спорта. Приоритетными считаются вольная и греко-римская борьба, бокс, тяжелая атлетика, велоспорт (в последнее время горный). Также весьма популярны национальные виды спорта, народные игры, конный спорт.
Материально-техническую базу спортивного движения составляют 55 стадионов, более 600 спортивных залов, 12 плавательных бассейнов. Необходимо отметить, что многие из них нуждаются в реконструкции.
Подготовкой физкультурных кадров в республике занимаются Киргизский государственный институт физической культуры и его филиал, республиканское училище и детско-юношеские школы олимпийского резерва.
Уникальные природные условия Киргизии, 95% территории которой занимают горы, создают благоприятную базу для развития различных видов туризма. Это:
- элитарный туризм, включающий охотничьи туры, национальную охоту с соколом или беркутом, горнолыжный спорт, сочетание туризма с отдыхом на берегу оз. Иссык-Куль;
- культурно-рекреационный туризм - на побережье оз. Иссык-Куль с его обширной сетью пансионатов, домов отдыха, санаториев и т.д.;
- горно-приключенческий туризм и альпинизм.
В 2011 году страну посетили более 2,4 млн. иностранных туристов, большинство из которых прибыло в республику из Казахстана, России, Узбекистана и Таджикистана.
(По информации Посольства Российской Федерации в Киргизии и Посольства Киргизии в Российской Федерации)
|